Игорь Глуховский (gluhovski_igor) wrote,
Игорь Глуховский
gluhovski_igor

Categories:

Рубцовск

Оригинал взят у me_frai в Рубцовск
IMG_9881 (2).JPG



У самой границы Алтая и Казахстана, среди однообразных степных просторов и ленточных боров, где немногочисленные города и многочисленные сёла одинаково невыразительны и похожи друг на друга, и только встающие на юго-востоке горы вносят некоторое разнообразие, в широкой и неглубокой долине медленного Алея раскинулся город Рубцовск. Как и Алейск, Рубцовск - это прямоугольные кварталы вдоль реки и железной дороги, здесь этих кварталов в несколько раз больше, чем в Алейске; Рубцовск - это прямоугольник размером 10 на 5 километров.
Здесь, в степи, где даже крупные города формировались поздно, и не могут, как правило, похвастаться архитектурными ансамблями 1930-х - 1950-х годов (так называемыми соцгородами), характерными практически для всех городов такого масштаба Европейской России, сформировался такой ансамбль, один из крупнейших и, на мой взгляд, самый цельный в Алтайском крае.

2. IMG_9835.JPG

В Барнауле послевоенной сталинской архитектуры тоже немало, но город сформировался и вырос в дореволюционное годы, и эти здания в меньшей степени формируют его "лицо", фасад. А в Бийске, который рос и индустриализировался в одном время с Рубцовском, и похожим образом - там ничего подобного нет, и массовое строительство/советские районы в городе представлены одними хрущёвками и брежневками.
Так что Рубцовск стоит здесь особняком, основная причина этого - дошедшая сюда военная эвакуация; впрочем, как свидетельствует пример Бийска, кроме самой эвакуации и промышленного развития важно было внимание советских планировщиков и управленцев.

3. IMG_9862 (2).JPG

Хотя Рубцовск был основан ещё в XIX веке Михаилом Рубцовым, переселенцем из Самарской губернии - редкий случай, когда дореволюционная российская история сохранила имена таких людей - развивался он примерно как соседний Алейск.
Железнодорожная станция на Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали, посёлок при станции, центр переработки местного сельскохозяйственного сырья. Уже в 1927 году Рубцовск получил статус города - первый после революции на Алтае; но новая жизнь наступила здесь в военные годы, когда сюда были эвакуированы Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения и знаменитый Харьковский тракторный завод.
На их базе стало развиваться местное сельскохозяйственное машиностроение - "Алтайсельмаш" и Алтайский тракторный завод; последний вскоре вышел на одно из первых мест в СССР по объёму производства в своей отрасли. Чуть позже к последнему прибавилось вспомогательное производство - АЗТЭ (Алтайский завод тракторного электрооборудования). С заводами в Рубцовске появился и свой соцгород. Говоря точнее, соцгородов здесь два - по числе градообразующих предприятий, но основной, центральный один - соцгород Алтайского тракторного завода.

4. IMG_9867.JPG

Конечно, освоение целины не могло обойти стороной и город машиностроителей, пищевая промышленность в городе развивалась не сильно медленнее, чем производство тракторов, о чём свидетельствует огромный элеватор у железнодорожной станции.

5. IMG_9895 (2).JPG

В те годы население города росло темпами до 5% в год, уже к концу 1950-х годов оно перешло рубеж в 100 тысяч человек; Рубцовск стал третьим городом края.
Всё это великолепие и рост продолжались до 1990-х годов, когда постсоветские структурные перестройки в экономике очень больно ударили по машиностроению и сельскому хозяйству, и вдвойне болезненно - по сельскохозяйственному машиностроению, особенно настолько удалённому от центра и основных рынков сбыта (несмотря на все аграрные распаханные пространства на сотни километров вокруг).

6. IMG_9870.JPG

Город быстро превратился в депрессивный моногород - хотя градообразующих предприятий здесь было два, они относились к одной отрасли и испытывали одни и те же проблемы.
К концу 2000-х производство и на "Алтайсельмаше", и на Алтайском тракторном заводе полностью прекратилось; на втором была создана компания "Алтай трактор", также производящая тракторы, но в значительно меньшем размере.
Из живых промышленных предприятий - прежде всего предприятия пищевой отрасли, а также филиал новоалтайского "Алтайвагона"; впрочем, последний после 2014 года, судя по всему, чувствует себя не очень. Также на площадке РМЗ (Рубцовского машиностроительного завода) нижнетагильский "Уралвагонзавод" пытается что-то производить, но не очень понятно насколько успешно.
А город выжил, кажется, в основном благодаря торговле и вообще сфере услуг; торговля послужила дополнительный стимул к развитию с появлением в 30 километрах от Рубцовска российско-казахстанской границы.

IMG_9863.JPG

По ощущению - город живёт, я бы не назвал его откровенно депрессивным; в том же Бийске, несмотря на весь горноалтайский турпоток, ощущение мрачнее.

7. IMG_9846 (2).JPG

Впрочем, Рубцовск не назовёшь и особенно процветающим - но после Барнаула он показался мне самым живым городом края.

8. IMG_9838.JPG

Да, несмотря на всю торговлю и сферу услуг, чувствуется, что Рубцовск небогатый - например, такое количество старых автомобилей редко увидишь в 100-тысячном городе:

9. IMG_9865.JPG

Местами ощущается машина времени:

10. IMG_9910.JPG


11. IMG_9908.JPG

Состояние городской среды приемлемое, основные дороги в основном относительно хорошие - но вместо тротуаров даже в центре города может встретиться вот такая пыльная/грязная обочина.

12. IMG_9914.JPG

Ну асфальт местами пропадает на второстепенных улицах:

13. IMG_9918.JPG

А такими дворами за пределами Москвы вообще нигде не удивишь:

14. IMG_9809.JPG

Но капитальная советская застройка, особенно 1950-х годов, формируют узнаваемый и эстетичный, несмотря на всю неухоженность, облик города.

15. IMG_9906.JPG


16. IMG_9793.JPG

Логично, что население города стало сокращаться с ухудшением социально-экономической обстановки; в целом оно уменьшилось почти на 16% с максимума (173 тысячи человек) в 1991 году.

17. IMG_9798.JPG

Это максимальный показатель среди крупных городов региона; впрочем, как и в Бийске, в последние годы наблюдается тенденция замедления уменьшения численности населения или даже стабилизация численности населения города на уровне 146-147 тысяч человек.

18. IMG_9827.JPG

19. IMG_9870.JPG

Как я уже писал выше, Рубцовск представляет собой прямоугольник, вытянутый вдоль реки Алей и железной дороги.

20. Рубцовск_новый.jpg

Примерно одна пятая срединной части города, между железной дорогой и рекой - это многоквартирные дома, на юге - промзона "Алтайсельмаша". В северной части западной, залинейной/завокзальной части города - полумёртвая промзона Алтайского тракторного завода;

21. IMG_9893.JPG

на самом севере - живая промзона "Алтайвагона".
И живая промзона пищевой промышленности:

22. IMG_9894.JPG

На северо-западе, за ТЭЦ - 4 рубцовские колонии; в одной из них (ИК-5) сидел только что с четырёхдневным опозданием освобождённый Ильдар Дадин.

Всё остальное, в том числе обширные городские жилые районы за вокзалом - это частный сектор, что характерно для в значительной степени аграрного Алтайского края.


23. IMG_9925.JPG

В целом, территория города чуть ли не на 90% - частный сектор, и даже многоэтажные кварталы часто "разбавлены" частной малоэтажной застройкой, особенно в центральной части города; в общем, для территориальной структуры Рубцовска характерно преобладание малоэтажной застройки и большая мозаичность.

24. IMG_9923.JPG

Как и в целом в городах Алтайского края, в Рубцовске совсем немного парков. Их 9 штук, и все маленькие; тут нет обычного для советского города единого главного Парка культуры и отдыха. Есть небольшие парки районного масштаба, и почти все они сосредоточены в центральной части города; только один расположен западнее железной дороги (залинейная часть).
Ещё одна особенность территориальной структуры Рубцовска - это его полицентричность, на самое обычное явление в нашей централизованной стране.
Это можно объяснить тем, что вплоть до 1967 года у города не было единого генерального плана развития, проектированием занимались никак не координирующие свою деятельность различные проектные организации; между тем, именно в предшествующие 1967 году два десятилетия сформировалась основная часть Рубцовска. Полицентричностью и отсутствием централизованного планирования (в стране плановой экономики) можно объяснить тот факт, что в городе нет центрального парка, и вообще сколько-нибудь крупных городских зелёных зон.
Можно выделить четыре рубцовских центра; они нанизаны на проспект Ленина - главную городскую улицу, тянущуюся почти через весь город с севера на юг на 8 километров.

25. IMG_9819 (2).JPG

Есть самый представительный центр на севере, ближе всего к географическому центру города - площадь Ленина, соцгород Алтайского тракторного завода; эту часть города я изучил лучше всего.

26. IMG_9837.JPG

27. IMG_9886.JPG

Именно здесь находится главная из трёх городских площадей:

28. IMG_9824.JPG

Угадайте, как она называется?

29. IMG_9847 (2).JPG

Главное здание на площади - ДК Алтайского тракторного завода 1956 года постройки - далеко не самое красивое: классическая "постсталинская" архитектура:

30. IMG_9849.JPG

Кажется, единственные в городе фонтаны - простенькие, но со вкусом покрашенные:

31. IMG_9858 (2).JPG

Ближе к западному краю северного соцгорода проходит улица Комсомольская - не такая главная и парадная, как проспект Ленина, но самая оживлённая в этих местах:

32. IMG_9921.JPG

На ней находится, кажется, самое красивое здание в городе - ДК Молодёжи (сейчас здесь расположен театр кукол Брахмана):

33. IMG_9919 (2).JPG


Южнее находится торговый/транспортный центр - это кварталы восточнее железнодорожного вокзала; кроме самого железнодорожного вокзала и автостанции, это Центральный рынок и множество магазинов. Как всегда, бросается в глаза жёлто-зелёная "Мария-Ра":

34. IMG_9784.JPG

Кажется, "Мария-Ра" совмещает в Алтайском крае роли самого распространённого магазина ("Магнит", "Дикси" и "Пятёрочка" в одном лице) и Сбербанка (всегда самые безвкусные и уродующие городской пейзаж здания).
В этом районе - буйство рекламы и маленьких магазинчиков, удивительное даже для богатого на такие вещи Алтайского края.

35. IMG_9775 (2).JPG

Тут мне и пришло в голову, что лишившийся обоих градообразующих предприятий Рубцовск выживает за счёт третичного сектора и малого бизнеса.

36. IMG_9774 (2).JPG

Есть реклама и посолиднее - вот, например, баннер рубцовского филиала главного регионального ВУЗа со смешной аббревиатурой:

37. IMG_9806.JPG

Застройка торгового и транспортного центра - в основном позднесоветская/брежневская.

38. IMG_9782.JPG

39. IMG_9790.JPG

Эту часть Рубцовска я видел частично, прошёл транзитом. Именно до Центрального рынка меня подвезла попутная машина со стороны Барнаула и Алейска, из Поспелихи.
К сожалению, так и не увидел здания железнодорожного вокзала - судя по фотографиям, это один из самых удачных представителей "новоалтайского" архитектурного стиля, знакомого мне по Барнаула и по вокзалам Славгорода и Бийска.
Тут могу отослать вас к посту Варандея, который, в отличие от меня, был на вокзале, и вообще осмотрел город несколько более полно, чем я.
Торговый и транспортный центр смыкается/перетекает в исторический центр - остатки дореволюционного села Рубцово со старыми деревянными домами и кафедральным собором архистратига Михаила.

40. IMG_9926 (2).JPG

Где-то тут, на историческом участке проспекта Ленина, находится и городской краеведческий музей.
Этот центр я видел только из окон троллейбуса и у моста через Алей на Змеиногорском тракте, когда уезжал из города.
Алей - очень длинная (почти 900 километров), медленная и не очень полноводная река.
Не так далеко от Рубцовска она выходит из предгорий Алтайских гор, течёт при этом на запад, а потом как будто натыкается на невидимую преграду и следующие сотни километров течёт строго на северо-восток, параллельно Барнаульскому ленточному бору.
Кажется, в Рубцовске она наиболее полноводная - во всяком случае, в Алейске она кажется меньше; настоящая степная река:

41. IMG_9927.JPG

Есть, наконец, и четвёртый городской центр - соцгород завода "Алтайсельмаш", расположенный на юге срединной части Рубцовска. Он самый нецентральный из всех - если основной центр, соцгород Алтайского тракторного завода, после упадка и фактической смерти градообразующего предприятия сохранил своё значение за счёт центрального положения и различных базирующихся там общественных учреждений, то южный соцгород сейчас, фактически, стал периферией, сохранив при этом свою архитектуру и относительную композиционную целостность.
Эту часть города я упустил совсем, отсылаю вас к посту рубцовчанки lastochkanata, в журнале которой вообще можно узнать массу интересного о Рубцовске.
В заключение наша традиционная рубрика - транспорт.
Как я уже говорил, я не посетил железнодорожный вокзал Рубцовска - в город я как обычно приехал автостопом, времени было в обрез (часа 3), и до вокзала я не дошёл.

42. IMG_9900.JPG

Общая ситуация с междугородним транспортом в Рубцовске несколько отличается от типичной для городов Степного Алтая картины; в то же время, она более обычна для современного российского города. Здесь меньше значение железнодорожного транспорта и больше значение автобуса - железная дорога неэлектрифицированная, станция неузловая, от ближайшего железнодорожного узла Веселоярск (станция Локоть) часть боковых линий разобрана, по единственной оставшейся (на казахстанский Усть-Каменогорск) движение минимальное. В общем, сообщение с окружающей местностью в основном автобусное/маршруточное - на Змеиногорск и северо-западные райцентры Алтайского края (Кулунда, Славгород) это единственный вариант, на казахстанские Усть-Каменогорск и Семипалатинск это дешевле и быстрее чем по железной дороге. Ещё один фактор, благоприятствующий развитию автобусного транспорта здесь - это хорошие дороги; этим Рубцовск отличается от того же Славгорода, где положение похожее, но дороги хуже. Трасса А322 (Новосибирск - Барнаул - Рубцовск - Семипалатинск - Алма-Ата - Ташкент) - одна из лучших дорог в регионе, ничуть не хуже идущего на Бийск Чуйского тракта, да и дорога на Змеиногорск более чем приемлема по качеству.

43. IMG_9931.JPG

И только на Барнаул существуют более-менее конкурентоспособные ускоренные пригородные дизель-поезда ("Просторы Алтая"), которые преодолевают 300 километров до краевой столицы за приемлемые 4.5 часа; это где-то на полчаса меньше, чем в среднем тратят рейсовые автобусы на преодоление этого расстояния. Дизель-поезда на Локоть/Веселоярск имеют в основном пригородное, местное значение; их два - один из самого Рубцовска, один транзитный из Алейска. Дальние поезда в Рубцовске все те же, что и в Алейске - один сборный сибирско-среднеазиатский (вагоны Новосибирск - Ташкент, Новосибирск - Алма-Ата, Новокузнецк - Бишкек), один сибирско-казахстанский, соединяющий университетский Томск с русскими городами Восточного Казахстана (Усть-Каменогорск, Риддер), и один местный западносибирский (Омск - Рубцовск).
Теперь о городском транспорте Рубцовска.
Как это обычно бывает в малых, средних и крупных (а иногда и крупнейших - больше 500 тысяч населения) провинциальных городах России, от городской автобусной сети здесь остались в основном маршрутки.

44. IMG_9822 (2).JPG

В городе вроде как есть несколько муниципальных автобусных маршрутов, в основном обслуживающих обширные массивы частного сектора в залинейной, западной части города, и примыкающую с севера к ним промзону, а также не обеспеченный троллейбусом квартал многоэтажек на юго-востоке ("Домики").
Но я ни одного городского автобуса большой/средней вместимости в Рубцовске не видел.


45. IMG_9772.JPG

Зато в Рубцовске есть троллейбус; поизносившаяся, но живая и востребованная система.

46. IMG_9859.JPG

Большинство конкурентоспособных и пользующихся спросом троллейбусных систем России именно такие - старые ЗиУ-682 в окружении маршрутных "ГАЗелей".

47. IMG_9810.JPG

История троллейбуса в Рубцовске характерна для советского индустриального города: заводам нужен был надёжный вид транспорта для доставки рабочих в цеха; хотя в 1968 году центр вроде как выделил средства на строительство троллейбусной сети в городе, основной объём работ был выполнен именно Алтайским тракторным заводом и "Алтайсельмашем".
Система была введена в эксплуатацию в 1973 году, первая линия соединяла два завода, проходя через все четыре центра города.
В дальнейшем (2-я очередь, 1981 год) была построена ещё одна линия между теми же двумя заводами, проходящая по параллельным улицам и один раз пересекающая первую линию. Это и определило конфигурацию сети, сохраняющуюся и сейчас - два маршрута с одной конечной, проходящие через всю срединную часть города; после 1981 года было лишь одно продление линий в 1985 году, не очень значительное.

48. Рубцовский троллейбус.jpg

Общая протяжённость сети по оси улиц - немногим более 20 километров, это 61-е место в России по этому показателю. Сеть невелика, но, тем не менее, в небогатом на троллейбусы Алтайском крае она нет так уж сильно (в полтора раза) уступает сети 600-тысячного Барнаула.
Понятно, что после смерти обоих заводов направления и характер пассажиропотоков изменились, но троллейбус, судя по всему, смог приспособиться к переменам: теперь он соединяет не две промзоны с центром, а спальные районы на севере (Черёмушки) и на юге (посёлок или соцгород "Алтайсельмаша") с центром. Троллейбусная сеть по-прежнему охватывает основные городские узлы формирования пассажиропотока.

49. IMG_9911.JPG

В сутки городским троллейбусом пользуется около 40 тысяч человек, что не так уж мало для 150-тысячного города. Это 47-й показатель в стране - если сравнить с местом городского троллейбуса в рейтинге по длине линий, то видно, что востребованность рубцовской троллейбусной системы заметно выше среднероссийской.

50. IMG_9803 (2).JPG

Как это часто бывает в регионах, троллейбус в Рубцовске даже влияет на городскую среду - так, в силу технических особенностей этого вида транспорта в первую очередь ремонтируют именно те улицы, над которыми висят троллейбусные провода.

51. IMG_9840.JPG

52. IMG_9917.JPG


Как видно, подвижной состав на рубцовском троллейбусе представлен не только ЗиУ-682 - например, здесь ещё есть машины такого экзотического для горожанина Европейской России производителя, как "Сибирский троллейбус" (Новосибирск):

53. IMG_9817 (2).JPG

В заключение можно сказать, что пригородные дизель-поезда - по крайней мере, в прошлом - играли функцию внутригородского транспорта. Об этом свидетельствуют платформы в черте города - кроме собственно вокзала, станции Рубцовск, их три - все у крупных заводов.
Вот и всё о Рубцовске.
Следующая серия - заключительная в алтайском цикле - про старый город Змеиногорск.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 30 tokens
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Если у Вас есть проблема и Вы хотите донести происходящее до широкой аудитории,обращайтесь! Тексты, фото и видео принимаются по электронной почте astrahanr@yandex.ru в любое время. Предложения и вопросы по телефону или WhatsApp 8-988-060- 2513 с 9 утра до 17 вечера.Возможен выезд…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment