Игорь Глуховский (gluhovski_igor) wrote,
Игорь Глуховский
gluhovski_igor

Categories:

«НАСИЛИЕ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ МОЖНО ОСТАНОВИТЬ»


Дети травят в классе новенького. Подростки унижают и бьют сверстника. Ребята снимают издевательства над одноклассниками и учителями на камеру мобильного телефона... Почему наши дети стали такими? Что мы, взрослые, сами делаем не так?Об этом «Мир Новостей» поговорил с создателем сайта mobbingu.net, посвященного проблемам гонения и травли в подростковой среде и киберпространстве, Дарьей НЕВСКОЙ.

Во время травли в детском коллективе есть четыре категории участников: жертва, агрессор, наблюдатели и взрослые. Рассмотрим каждую из них.

ЖЕРТВА

- Вы давно изучаете данную тему. Есть ли конкретные причины для травли?
- В какой момент будет запущен механизм травли, предсказать невозможно. Конечно, существуют риски, которые заставляют взрослых насторожиться и предотвратить нежелательную ситуацию.

В группе риска может оказаться ребенок с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями, слишком толстый или слишком худой, обладающий низкой самооценкой или ребенок, у которого разводятся родители.Любое отклонение от нормы воспринимается коллективом как сигнал о том, что можно попытаться вызвать ребенка на конфронтацию или подчинить. Однако мой опыт общения с детьми показывает, что объектом травли может стать абсолютно любой ребенок.

Приведу пример из своего советского детства. Мне из-за границы привезли сумку-пакет с фотографией мужчины в джинсовом костюме, и я пришла с ним в школу. И вот этот пакет неожиданным образом перевел меня из категории благополучных и любимых в категорию изгоев, над которыми можно было какое-то время потешаться: «Это твой мужчина?», «Катись к своему мужчине!»

Точно таким же путем на месте жертвы может оказаться и очкарик, и красавчик, и умник. А из жертвы можно опять попасть в дамки. Роли в ситуации травли могут меняться. Но вот что очень важно понимать: каждая из них не менее травматична по своим последствиям, чем роль жертвы.

АГРЕССОР

- Кажется, что хуже всего быть жертвой... Оказывается, это не так?
- Роль агрессора опасна тем, что из нее очень трудно выйти. Агрессор оказался лидером, а значит, должен держать марку. А ведь для детской психики это невыносимо тяжело!

Начинается история приспособленчества. Родители видят дома «белого и пушистого» ребенка и не подозревают, каким жестоким, страшным и изощренным он может быть со своими одноклассниками. А тот боится оказаться изобличенным, лицемерит, изворачивается, безвозвратно теряя себя. Агрессоры очень часто сами страдают от насилия. Это путь к неврозам и депрессивным расстройствам.

НАБЛЮДАТЕЛЬ

- Ну а роль наблюдателя? Он не бьет, его не бьют... В чем опасность для него?
- В том, что этой роли взрослые меньше всего придают значения: их-то ребенок в стороне. И им невдомек, что, наблюдая за травлей, ребенок тоже получает тяжелую психологическую травму - он учится смиряться с насилием. Он постоянно боится оказаться на месте жертвы, привыкая жить в страхе.

В итоге мы можем получить человека, готового на все - на ложь, подлость, предательство, чтобы только не оказаться козлом отпущения. Он убеждает себя, что жертва, мол, сама виновата, и - переходит из разряда сочувствующих в пинающие. В психологии этот феномен называется «фиктивная жертва». Этим феноменом поддерживаются репрессии при тоталитарных режимах.

- Вспоминается классический фильм «Чучело», где главная героиня говорит в конце своим обидчикам: «Бедные вы, бедные».
- А это так и есть. Правда в том, что именно жертва чаще всего высвобождается из порочного круга, хотя и с травмой. А вот остальные фигуранты остаются с пятном на совести и со своими страхами.

ВЗРОСЛЫЕ

- Каковы возможности взрослых повлиять на ситуацию?
- Роль взрослых огромна, начиная с того, что подобную ситуацию могут спровоцировать они сами. Например, обсудили родители при своем ребенке недостатки одноклассника или его мамы - запустили механизм травли. Ведь дети очень чутко реагируют на подобную информацию, сразу придавая ей статус «отклонения от нормы», и тут же готовы действовать.

Или вот пример из моей практики. Мама девочки пожаловалась учительнице, что дочку травят в классе. Педагог не придумала ничего лучшего, как собрать весь класс, чтобы отчитать «виновников» и призвать к сочувствию, закрепив тем самым за девочкой статус жертвы.

Разруливание таких ситуаций требует знаний в области психологии и конфликтологии или навыков переговорщика. Иногда просто нужно быть умным и чутким человеком, чтобы вовремя и деликатно вмешаться и поднять перед родителями вопрос о необходимости психологической помощи всем «фигурантам». Ведь чаще всего моббинг (травля) происходит из-за попустительства взрослых или в результате их равнодушного отношения.
источник [ЗДЕСЬ]http://mirnov.ru/obshchestvo/problemy-semi-i-vospitanija/-nasilie-v-detskoi-srede-mozhno-ostanovit.html
Tags: общество, человечность
Subscribe

Posts from This Journal “общество” Tag

promo gluhovski_igor апрель 1, 11:53 Leave a comment
Buy for 30 tokens
А ведь предметом данного уголовного дела является спор хозяйствующих субъектов между двумя инвесторами ... Может реально это чей-то заказ? https://rreporter.ru/rassledovaniya/spor-hozyajstvennikov-kak-po-zakazu-pereros-v-ugolovnye-dela.html
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment