В 50-е годы ученые открыли для себя уникальную особенность распространения звуковых волн в разных слоях океанской среды. Дальность перемещения некоторых из них может достигать нескольких тысяч километров. Это явление получило название - подводный звуковой канал.
Неатомная дизель-электрическая подводная лодка «Варшавянка» сделала этот акустический волновод своим оружием. За способность появляться ниоткуда, американские военные прозвали ее «Черной дырой».
Действия американского флота во время корейской войны и исчезновения советской подводной лодки «Щука» С-117 заставили руководство ВМФ СССР и кораблестроителей ускорить создание более мощных дизельных подводных лодок, кроме вооружения серьезное внимание уделялось гидроакустике. Также участились случаи обнаружения советских подводных лодок на Балтике, Тихом океане и Северном море. Командование ВМФ пришло к выводу, что главной причиной этому стало повышенная шумность подводных лодок. Командующий ВМФ Горшков, проанализировав, попросил ускорить разработку новой субмарины, особенностью которой была бесшумность и другое вооружение.
Один из конструкторов ЦКБ МТ «Рубин» Юрий Кормилицын по состоянию здоровья был переведен в другое конструкторское бюро, он и занялся развитием неатомных субмарин.
На то время ВМС США спустило на воду атомную подводную лодку класса «Альбакор». Это была первая в мире обтекаемая субмарина США. Корпус корабля напоминал форму кита, а боевая рубка - гигантский плавник. За основу, при проектировании проекта 877 использовали «альбакоровскую» форму корпуса. Серия таких лодок планировалась с поставкой в страны варшавского договора, поэтому неслучайно ее название было «Варшавянка». Ее технические характеристики по достоинству оценили иностранные специалисты. Конструктор пришел к выводу, что скрытность и неуязвимость субмарин, можно обеспечить не только погружением на глубину.
Journal information