Игорь Глуховский (gluhovski_igor) wrote,
Игорь Глуховский
gluhovski_igor

Categories:

Французский художник Поль Сезанн ( 1839 - 1906)

Оригинал взят у kolybanov в Французский художник Поль Сезанн ( 1839 - 1906)
Автор - Ела2012. Это цитата этого сообщения
Французский художник Поль Сезанн ( 1839 - 1906).


Полю Сезанну удалось освободить художника от обязанности точного отображения реальности, господствовавшего в живописи того времени. Творческая личность живописца, творца приобрела в 20-м веке такую значимость, что произведения новых направлений стали соотноситься именно с ней, а не с однозначной реальностью. Сезанн был титаном, стоя на плечах которого, современное искусство смогло приблизиться к исполнению своего предназначения.

Пьер Огюст Ренуар: Поль Сезанн
Пьер Огюст Ренуар: Поль Сезанн

Поль Сезанн (Cezanne) (19 января 1839 г., Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906 г., Экс-ан-Прованс), французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

Fisherman on the Rocks, 1862-64.jpeg
Fisherman on the Rocks, 1862-64





View of Bonnieres, 1866.jpeg
View of Bonnieres, 1866.


Clearing, 1867.jpeg
Clearing, 1867

Для импрессионистического периода (1872-1879 гг.)характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма.

Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873.jpeg
Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873


Chestnut Trees and Farmstead of Jas de Bouffan, 1876.jpeg
Chestnut Trees and Farmstead of Jas de Bouffan, 1876.



Ile de France Landscape, 1879-80.jpg
Ile de France Landscape, 1879-80

Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения – природа.

В 1872 – 1873 годах он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсаро. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - "Дом повешенного" (1873 г., Музей д'Орсе, Париж).

The House of Hanged Man, 1873.jpg
The House of Hanged Man, 1873


View of Auvers-sur-Oise, 1873.jpeg
View of Auvers-sur-Oise, 1873

Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства («Дорога в Понтуазе», около 1876 г., ГМИИ, Москва).

Road at Pontoise.JPG
Road at Pontoise.

В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу.
Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов («Букет цветов в голубой вазе», 1873-1876 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Flowers in a Blue Vase, 1873-75.jpg
Flowers in a Blue Vase, 1873-75



Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал "воплощением", реализацией.

In the Valley of the Oise, 1873-74.jpeg
In the Valley of the Oise, 1873-74

Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы.

Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873.jpeg
Entrance to the Farm, Rue Remy in Auvers-sur-Oise, 1873

Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклоны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально не грунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщенее.

АВТОПОРТРЕТЫ И НАТЮРМОРТЫ.

В 1870-е годы начинается серия автопортретов. От "Автопортрета в фуражке" (около 1874 г., Эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("Автопортрет", около 1880 г., частное собрание, Винтертур).

Автопортрет в каскетке1872масло, холстSelf Portrait in a CasquetteHermitage Museum-St-Petersburg
Автопортрет в каскетке, 1872
масло, холст
Self Portrait in a CasquetteHermitage Museum-St-Petersburg


Self Portrait, 1880-81.jpg
Self Portrait, 1880-81

В натюрморте "Ваза с фруктами" (1878 г., частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием Сезанна.

«Ваза с фруктами»
Ваза с фруктами

В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов, словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.

Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х годов гора Сент-Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из Экса".

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД.

Так называемый конструктивный период творчества П.Сезанна (1879-1888 гг.) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции ("Фрукты", 1879-1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Fruit, 1879.jpg
Fruit, 1879

Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций ("Пьеро и Арлекин", 1888 г., ГМИИ, Москва; "Мост на Марне в Крейтеле", 1888 г., ГМИИ, Москва).

View through the Trees, 1882-85.jpeg
View through the Trees, 1882-85


View of the Domaine Saint-Joseph.jpg
View of the Domaine Saint-Joseph

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

В синтетический период (1888-1899 гг.) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна.

Bridge over the Marne,1888.jpeg
Bridge over the Marne,1888


Country House by a River, 1890.jpg
Country House by a River, 1890

Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом ("Купальщики", 1890-1892 гг., Музей Орсэ, Париж).

Bathers, 1890.jpg
Bathers, 1890
Bathers, 1890-1892 г.
Масло, холст. 50 x 60 см.
Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии с природой.

С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы ("Большая сосна близ Экса", 1890 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Large Pine near Aix, 1895-97.jpg
Large Pine near Aix, 1895-97.


Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1882.jpg
Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1882

Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах ("Натюрморт с драпировкой", 1898-1899 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Still Life with a Curtain, 1895.jpeg
Still Life with a Curtain, 1895
Натюрморт с драпировкой и кувшином [1899]

Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны ("Курильщик", 1890-1896 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Дама в голубом", около 1899 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Smoker, 1891-92.jpg
Smoker,1890-92 г.
Масло, холст. 90 x 72 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Lady in Blue, 1900.jpg
Lady in Blue, 1900

ПОЗДНИЙ ПЕРИОД.

На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекается так называемыми фигурными жанрами. Композиция "Пьеро и Арлекин" (1888 г., Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом.

Mardi Gras, 1888.jpg
Mardi Gras, 1888

Пять вариантов композиции "Игроки в карты" (1890-1892 гг., возможно, 1890-1896 гг.) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.

The Card Players, 1890-92.jpg
The Card Players, 1890-92

В середине 1890-годов Сезанн начинает работать над портретами ("Портрет А. Воллара", 1899 г., Пти-Пале, Париж; "Портрет Г. Жеффруа", 1895 г., Музей д'Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.

Portrait of Ambroise Vollard, 1899.jpg
Portrait of Ambroise Vollard, 1899


Portrait of Gustave Geffroy, 1896.jpg
Portrait of Gustave Geffroy, 1896

Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в том числе и его итоговая композиция "Большие купальщицы" (1898-1905 гг., Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.

Large Bathers, 1906.jpg
1898-1905
Холст, масло. 208 х 249 см
Филадельфийский музей искусств

Слава приходит к Сезанну в конце жизни.

Vase with Flowers, 1895-96.jpg
Vase with Flowers, 1895-96


Farm at Montgeroult, 1898.jpeg
Farm at Montgeroult, 1898

В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве Гогена и художников группы "Наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "Бубнового валета".
Сезанна рассматривали порой как "художника для художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.

1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы.
Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки ("Голубой пейзаж", 1900-е гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Blue Lanscape, 1904-06.jpg
Blue Lanscape, 1904-06

Все чаще на его полотнах появляется изображение горы святой Виктории как символа величия и неделимости вселенной ("Гора святой Виктории, 1900 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Mount Sainte-Victoire, 1900.jpg
Mount Sainte-Victoire, 1900


Riverbanks, 1904-05.jpg
Riverbanks, 1904-05


Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06.jpg
Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06


Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06.jpeg
Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06

Сезанн умер в октябре 1906 г. от пневмонии и был похоронен на кладбище в Экс-ан-Провансе.

Художественные методы и теории Сезанна оказали огромное влияние на формирование новых направлений в живописи 20-го века, таких как — фовизм и кубизм.

http://www.artfrance.ru/art/s/sezan/main.htm
http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_sez11.htm
https://gallerix.ru/storeroom/819964423/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Tags: #живопись, #искусство, художники
Subscribe

Posts from This Journal “#живопись” Tag

Buy for 30 tokens
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Если у Вас есть проблема и Вы хотите донести происходящее до широкой аудитории,обращайтесь! Тексты, фото и видео принимаются по электронной почте astrahanr@yandex.ru в любое время. Предложения и вопросы по телефону или WhatsApp 8-988-060- 2513 с 9 утра до 17 вечера.Возможен выезд…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments