Игорь Глуховский (gluhovski_igor) wrote,
Игорь Глуховский
gluhovski_igor

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА


Оригинал взят у sell_off в ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

Г. И. Шмелев, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института экономики РАН

Церковь до октября 1917г.

На всем протяжении истории России до октября 1917 г. роль Церкви, и прежде всего православной, в экономической и социальной жизни страны была значительной.

Деловая жизнь монастырей являлась ярким примером российского предпринимательства. Это, в частности, относится к Кирилло-Белозерскому, Соловецкому монастырям, Троице-Сергиевой Лавре.

Церковь до революции владела большим количеством земель, значительным имуществом и денежными средствами. Согласно статистическим данным 1905 г. по 50 губерниям Церковь располагала 1,9 млн десятин земли, еще 0,3 млн десятин находилось в частной собственности духовных лиц. Ей принадлежало немалое количество промышленных предприятий и торговых заведений, доходных домов. В конце XIX в. Святейший Синод отпускал на содержание православного духовенства 7 млн руб., а государственное казначейство -18 млн руб. в год. Церковь получала пожертвования, доходы от церковных земель, имущества и проценты с капитала.

Высшее духовенство, руководящие органы Русской Православной Церкви и часть монастырей получали поддержку за счет бюджетного финансирования и имели иные источники доходов, но основная масса священнослужителей не имела твердого обеспечения со стороны государства и содержалась в основном за счет треб и добровольных пожертвований. Сельские священники существовали благодаря ведению сельского хозяйства своими силами или с помощью наемных работников на выделенной приходу земле, которая была для них основным источником средств существования.

После крестьянской реформы 1861 г. были признаны права приходов на церковную землю, и у них появилась возможность отдавать часть земельных угодий в аренду. В отличие от монастырей земли у приходов обычно было немного. Еще в середине XVIII в. норма земли, законодательно выделяемая храмам, не имевшим ее ранее, была установлена в 33 десятины (36 га).

Что же касается вотчинных церквей, то в течение долгого времени размер земельного надела, который помещик отводил церкви, зависел от величины помещичьего владения.

Расходы, связанные с духовенством других вероисповеданий, осуществлялись за счет средств приходов и верующих.

Располагая немалыми доходами, Церковь в России вела благотворительную, просветительскую и образовательную деятельность. Духовенство активно участвовало в общественной жизни, в частности состояло в органах местного самоуправления. Так, в результате выборов по 29 губерниям в 1865-1867 гг. в уездные собрания было избрано 65% священнослужителей.

Священнослужители работали в земских организациях, зачастую являлись инициаторами создания сельскохозяйственных обществ (в 9% от общего числа обществ) и избирались их председателями. Особенно возросло количество таких обществ в годы столыпинского реформирования.

В1912 г. в 46 губерниях европейской части России на съездах мелких землевладельцев и настоятелей церквей было выбрано 7990 уполномоченных, из них 6516 (82%) священников.

Поскольку духовенство представляло собой значительную общественную прослойку (только в Русской Православной Церкви в 1912 г. насчитывалось 300 тыс. священников и монахов), оно оказывало существенное влияние на массы, прежде всего на крестьянство, а также на процессы, происходящие в обществе.

В период столыпинского реформирования в связи с переходом сотен тысяч крестьян на жительство на хутора и переселением миллионов крестьян на свободные земли на востоке страны возникла необходимость в удовлетворении религиозных потребностей населения в местах их расселения, что, наряду со школами, лечебными учреждениями, привело к строительству новых храмов. Возводились также временные молитвенные дома, часто передвижные.

В Третьей Государственной Думе (1907-1912 гг.) из общего количества депутатов (442 человека) 11% (49 человек) составляли лица духовного звания. Зачастую в Думе священнослужители оказывались по разные стороны политического барьера. Так, депутат Второй Государственной Думы священник Ф.В. Тихвинский выступал за то, чтобы земля была всенародной собственностью: "Земля - Божья, и трудящийся крестьянин имеет право на нее так же, как каждый из нас имеет право на воду и воздух. Было бы странно, если бы кто-либо стал продавать или покупать, или торговать водой и воздухом; так же странно звучит для нас всякий торг продажи и покупки земли".

Напротив, представитель Могилевской губернии епископ Митрофан выступал в защиту частной собственности на землю и высказывался за "устройство нового быта крестьян наших по образцу западноевропейских фермеров, прочно обсевших на своих отдельных участках... Полюбя свое, он (крестьянин. - Примеч. автора) научится ценить и чужое, и того поразительного безразличного отношения к чужой собственности, которое наблюдается в настоящее время и которое не может не возмущать людей с мало-мальски развитым нравственным чувством, у нас не будет".

Положение Церкви после 1917 г.

После Октябрьской революции отношение к Церкви и ее участию в общественных делах коренным образом изменилось.

Декрет СНК от 20 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" запретил религиозным обществам владеть собственностью, что означало национализацию их имущества и лишение прав юридического лица.

Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. наделили граждан правом на свободу как религиозной, так и антирелигиозной пропаганды, которое, однако, со временем свелось к безграничной и безраздельной свободе антирелигиозной пропаганды.

В процессе национализации церковного имущества у Церкви отбирались не только земли, но и хозяйственный инвентарь. В Декрете о земле было записано, что "помещичьи земли, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания".

Во включенном в Декрет Крестьянском наказе говорилось, что вся земля, включая монастырскую и церковную, "отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней".

В Положении о коммунах, принятом в декабре 1918г. на Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун, записано (п. 7): "...при отводе земли коммунам на площади бывших частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств коммунам передается в пользование и инвентарь этих хозяйств".

Согласно отчету Наркомата юстиции уже к осени 1920 г. у Церкви было изъято 7150 млн руб., 828 тыс. десятин монастырской земли, 1112 доходных домов. До 1921 г. было национализировано более половины (722) имевшихся в России монастырских комплексов. Церковь лишилась и социальных объектов, учрежденных при ней, - приютов, больниц и т. д. Национализация частных банков также означала утрату духовенством своих денежных вкладов.

После октября 1917 г. на священников обрушились репрессии.

В апреле 1923 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях", призванное вытеснить религию из всех сфер общественной жизни. Церкви запрещалось организовывать детские, юношеские и женские молитвенные собрания, лечебную помощь, открывать библиотеки и читальни, устраивать экскурсии и детские площадки, а внесенные в 1929 г. изменения в Конституцию РСФСР исключили всякую свободу религии.

Между тем по отдельным направлениям социальных преобразований деятельность религиозных организаций могла служить образцом. Известный экономист-аграрник А.В. Чаянов, отмечая, что в земледельческих артелях относительно низки стимулы к труду, и выделяя факторы, ослабляющие эти стимулы по сравнению с другими формами хозяйствования, делал исключение для религиозных объединений: "В небольших артелях, духовно спаянных или воодушевленных какой-либо религиозной идеей, - стимуляция работы может быть выше, чем где-либо в иных формах хозяйственной организации". Он же указывал, что идейный или религиозный энтузиазм часто погашает недостатки артельного производства, "но вряд ли можно конструировать коллективное движение в земледелии как длительное и массовое, строя его на фундаменте энтузиазма".

Но уже тогда в связи с разжиганием классовой борьбы в деревне было предпринято наступление на монашеские коммуны и артели, предрешившее их участь.

В 1929 г. в СССР, несмотря на обрушившиеся на Церковь репрессии, еще действовало 30 тыс. православных храмов и 25 тыс. сектантских общин. С 1930 по 1934 г. численность храмов сократилась на 30%, фактически все монастыри были закрыты, а многие священники репрессированы.

Под предлогом наличия в руководящих органах религиозных объединений кулаков, "лишенцев" и других лиц, враждебных советской власти, им отказывали в государственной регистрации и распускали. В деревне с 1930-х гг. активизировалась антирелигиозная пропаганда. Крестьян вынуждали отказываться от религиозных праздников.

К 1939 г. Православная Церковь оказалась по существу разгромленной. Оставались незакрытыми лишь 8,3 тыс. храмов, из которых большинство не действовало, так как из-за репрессий ощущался острый недостаток священнослужителей.

По данным Комиссии Московской Патриархии по реабилитации, к 1941 г. за веру было репрессировано 350 тыс. человек (в т. ч. не менее 140 тыс. священнослужителей).

К началу Великой Отечественной войны на территории СССР число храмов составляло примерно 5% от уровня конца 1920 г. В 25 областях РСФСР не имелось ни одного действовавшего православного храма. Была уничтожена значительная часть церковных архивов и с ними немало ценных исторических документов. За Церковью установился жесткий государственный контроль.

Некоторая оттепель в отношении Православной Церкви наступила в период Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Православная Церковь активно участвовала в сборе средств на нужды войны. По подсчетам Московской Патриархии к лету 1945 г. верующими и Церковью было собрано более 300 млн руб., не считая драгоценностей, вещей и продуктов. Открылись некоторые из ранее закрытых храмов.

Однако потепление продолжалось недолго. Уже в 1948 г. началось новое наступление на Церковь. Прошло массовое изъятие церковных зданий под клубы, склады и т. д. В 1949 г. постепенно прекратились службы вне стен храмов, были отменены крестные ходы, кроме пасхальных, несмотря на недостаток священнослужителей не допускалось служение одного священника в нескольких храмах. Возросло экономическое давление. Увеличились налоги. С 1951 г. ими стали облагаться причтовые отчисления в пользу епархии и подарки духовенству.

После смерти Сталина Церковь опять почувствовала некоторое облегчение. Духовенство возвращалось из ссылок и лагерей. К 1957 г. количество зарегистрированных в СССР храмов возросло до 13,5 тыс., а численность духовенства в них - до 12,3 тыс. человек.

Однако с 1958 г. и до конца правления Хрущева для Церкви, и особенно монастырей, наступила новая полоса ограничений. Им запретили применять наемный труд, значительно уменьшили их земельные наделы, сократили количество самих обителей. Вновь ввели отмененные для них в 1945 г. налог со строений и земельную ренту, резко повысили ставки налога с земельных участков.

Например, Псково-Печерскому монастырю из 26,5 га земли оставили только 4,4 га внутри двора и обложили налогом в 40 руб. с сотки (чрезвычайно высокий по тем временам налог).

Повышение налога на свечное производство также негативно сказалось на материальном положении Церкви, доходах священников. Московской свечной мастерской налог на свечи увеличили более чем в 10 раз. А в целом для Патриархии он начал обходиться в 12 млн руб. в месяц, тогда как на содержание духовных учреждений и выплату пенсий вместе тратилось 2,75 млн руб. Чтобы выйти из сложившегося положения, многим приходам пришлось распустить платные хоры и прибегнуть к другим ограничительным мерам.

В ноябре 1959 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым "святым местам"». Вновь разрослась кампания по закрытию храмов, ущемлению прав верующих, был издан указ об ограничении треб в домах верующих, во многих городах начали препятствовать проведению крестных ходов уже не вне, а в пределах церковной ограды, запрещать колокольный звон и т. д.

В 1961 г. Совет Министров СССР принял закрытое постановление "Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах", согласно которому к такому контролю в обязательном порядке привлекались местные органы власти. Для усиления контроля уплаты налогов с 1962 г. Церковь обязали все требы (крещение, венчание, отпевание) заносить в специальные книги с указанием паспортных данных и адресов участников. Деньги за требы стали поступать исполнительным органам, которые сдавали излишки в Фонд Мира, а поступающая информация об участии в церковных обрядах иногда служила причиной преследований верующих по месту работы или учебы.

В 1962 г. все православное духовенство было переведено на твердые оклады. За получение денежных пожертвований непосредственно от верующих духовенство снимали с регистрации.

В годы правления Хрущева в результате преследований Церкви был нанесен существенный урон. К концу 1966 г. Русская Православная Церковь имела всего 7,5 тыс. храмов, 16 монастырей. Общая численность зарегистрированного духовенства к 1967 г. снизилась до 7,4 тыс. человек.

Сами храмы, и в их числе древние памятники нашей истории, являли собой удручающую картину разорения и запустения.

Церковь в современных условиях

В 1980-90-е гг. началось постепенное возвращение храмов и восстановление Церкви в своих правах, уменьшился налоговый пресс.

Согласно отчетам уполномоченных Совета по делам религии, в 1989 г. только на территории РСФСР насчитывалось 9574 культовых здания, не использовавшихся по назначению, 3984 из них пустовали и разрушались, 3656 были приспособлены под различные хозяйственные цели, 1934 - под социально-культурные.

В 1980-е гг. священнослужители получили доступ к средствам информации. Начался новый этап "либерального" законодательства в области государственно-церковных отношений.

В августе 1990 г. был ликвидирован Совет по делам религии при Совете Министров РСФСР. В том же году были приняты Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях" и Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий", признаны утратившими силу Декрет 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях".

В это же время на территории СССР действовало более 11 тыс. православных приходов, из них на территории РСФСР - 3,1 тыс.

В результате гонений на Церковь и ее служителей в приходах ощущалась острая нехватка духовенства. В 1989 г. 40% священнослужителей не имели духовного образования, а функционировавшие в системе Русской Православной Церкви 7 духовных образовательных учреждений не могли обеспечить в относительно короткие сроки требуемое число пастырей.

К началу 1997 г. на территории бывшего Советского Союза общее число приходов составило 18 тысяч, а в 1999 г. Русская Православная Церковь уже имела 77 религиозных центров и управлений, 42 духовных учебных заведения.

Гонения на Церковь как будто ушли в прошлое. Однако последствия остались. Они остались в виде разрушенных храмов, нравственного опустошения людей, многочисленных жертв среди верующих и церковнослужителей.

Каково же современное состояние церковных организаций и находящегося во владении и пользовании Церкви имущества, в частности земли?

В большинстве стран Центральной и Восточной Европы в посткоммунистический период был осуществлен полный или частичный возврат церковным организациям сельскохозяйственных земель и лесов, отобранных у них в годы коммунистического правления.

В частности, на это пошла Румыния по настоянию Совета Европы, выставившего требование возврата земель в качестве одного из условий вступления страны в ЕС. Закон этой страны, принятый в 2000 г., разрешил возвращать церковным организациям в качестве реституции от 10 до 100 га сельскохозяйственных угодий и до 30 га лесов.

В Сербии одним из первых требований парламента к правительству в посткоммунистический период также было возвращение Сербской Православной Церкви изъятых у нее в свое время земель и лесных угодий.

В законе о реституции, принятом в 1991 г. в Чехии, о земле, некогда принадлежавшей церковным организациям, ничего не говорилось, однако позднее, в 1994 г., было принято постановление парламента о возврате Церкви конфискованного у нее имущества. Церковные организации получили 150 тыс. га земли и 500 зданий.

Возвращены земли церковным организациям в восточных землях Германии (бывшая ГДР). Правда, не в том объеме, который был у них до установления коммунистического режима.

В настоящее, несомненно благоприятное для Церкви и ее деятельности, время перед ней возникают новые трудности и задачи. В частности, поскольку большинство приходов располагается в сельской местности, возникает вопрос об обеспечении земельными наделами сельских священнослужителей. В Земельном кодексе РФ религиозные организации оказались, по существу, забытыми: не прописаны место и режим земель религиозных организаций в составе участников землевладения и землепользования, а есть лишь упоминание о них в общем перечне тех юридических лиц, кому предоставляются земли сельскохозяйственного назначения (ст. 82 ЗК РФ).

Упоминание о религиозных организациях содержится и в ст. 78 Кодекса, в перечне пользователей земель сельскохозяйственного назначения, где говорится о том, что эти земли могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и в иных, связанных с сельскохозяйственным производством целях. Между тем такое понимание назначения земель, находящихся в ведении религиозных организаций, - неполное и чрезвычайно узкое, ибо на территории этих организаций находятся культовые сооружения, кладбища, хозяйственные и бытовые строения, часть территорий отводится для совершения крестных ходов и проведения праздников, что связано с массовыми посещениями верующих и т. д. Видимо, именно поэтому Федеральная служба земельного кадастра России относит, например, монастырские земли к категории "земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения", включая их в "земли иного назначения". В рамках этой же категории монастырские земли относятся к объектам соцкультбыта, расположенным за чертой поселений, предоставленным для различных целей и не учтенным в других категориях. Между тем определенную часть земель, занятых монастырями и другими религиозными организациями, следует отнести и к землям особо охраняемых территорий и объектов, имеющих историко-культурное и духовное значение, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Интересно отношение самой Церкви к различным формам собственности. Оно выражено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: "Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм" (VII.3).

Сегодня Церковь не ставит вопрос о реституции земель, принадлежавших ей до революции. Это и не нужно, и невозможно по многим причинам, в т. ч. и экономическим: приходы и монастыри не располагают необходимыми денеж ными средствами, техникой, рабочей силой для того, чтобы осваивать значительные сельскохозяйственные угодья. Но какое-то количество земли дополнительно ей следует выделить. Особенно это касается тех святых мест, куда стекается большое количество паломников и просто сирых и убогих, которых надо кормить. Кстати, немало монастырей, занимающихся сельскохозяйственным производством, достигают весьма высоких показателей в этой сфере деятельности. Так, в хозяйстве Оптиной пустыни (Калужская область) получают урожаи зерновых, намного превышающие урожаи окрестных сельскохозяйственных предприятий. Здесь зарыблено четыре пруда, имеются поголовье высокоудойных коров и пасека. Известны заслуги монастырей в продвижении садоводства в северных районах страны, развитии пчеловодства и т. д.

В начале 2003 г. председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике И.В. Стариков высказался о возвращении Церкви ее земель. Однако Патриархия проявила известную сдержанность в данном вопросе. Между тем эта инициатива вызвала широкий резонанс в средствах массовой информации и обществе. Встал вопрос и об обеспечении землей религиозных организаций прочих конфессий, в т. ч. о наделении землями новоорганизованных религиозных организаций.

Безусловно, земля не является единственным имуществом, находящимся во владении Церкви. Религиозные организации содержат культовые здания, сооружения, объекты производственного, социального и иного назначения, различные предметы религиозного назначения и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в т. ч. отнесенное к памятникам истории и культуры, охраняемым государством.

Большинство вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций, регламентируется вступившим в силу в октябре 1997 г. Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Уставом Русской Православной Церкви, принятым Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Приходы платят установленные государством налоги и делают отчисления в пользу вышестоящих религиозных органов: на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти. Между тем в деятельности приходов постоянно возникают вопросы, связанные со строительством, реставрацией и ремонтом храмов, приходских помещений, благоустройством территорий, их ограждением, приобретением церковной утвари и убранства. Приход является первичной ячейкой и основой хозяйственной деятельности религиозных организаций. Поэтому знание основ экономики и права для служителей приходов является необходимым.

Переход общества к рыночным отношениям не мог не сказаться на положении Церкви, на ее хозяйственных функциях, взаимодействии с частными и государственными коммерческими структурами. Гражданский кодекс РФ относит религиозные организации к некоммерческим, но при этом они имеют право на предпринимательскую деятельность.

При некоторых приходах в последнее время создаются общества с ограниченной ответственностью, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Прибыль, получаемая в результате предпринимательской деятельности прихода, должна направляться на решение его уставных задач.

Вместе с тем, как отметил Святейший Патриарх Алексий, «отдельные отрасли современной "экономики", приносящие колоссальный доход, категорически закрыты для Церкви и ее чад». Очевидно, такими отраслями являются те, которые разрушают нравственное и физическое здоровье народа и, в частности, водочное производство, табачные изделия, игорный бизнес и т. д. "Выбирая деловых партнеров, -подчеркнул Патриарх, - мы должны быть внимательны к целям, которые преследуют их организации, мы не можем связывать себя со структурами, чья репутация сомнительна, не можем пускаться в различного рода авантюры".

Не обходит Православная Церковь и вопросы труда и его оплаты. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: "Труд является органичным элементом человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что в начале не было человека для возделывания земли (Быт. 2,5). Создав райский сад, Бог поселил в нем человека, чтобы возделывать и хранить его (Быт. 2,15). Труд -это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда. Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни" (VI. 1).

"Церковь учит, - говорится далее, - что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом против Бога" (VI. 6).

«...Каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезвычайного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщался "заботами, богатством и наслаждением житейским" (Лк. 8,14)» (VII.1).

В последние годы с большими сложностями происходит передача религиозным организациям принадлежавших им когда-то храмовых зданий и другого имущества. Этот процесс регулируется постановлением Правительства РФ от 30.06.01 № 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения", но есть много нерешенных вопросов.

Весьма важным, но пока не решенным остается вопрос участия государства в восстановлении храмов, возвращенных Церкви. Немалая часть имеет историческую ценность и относится к памятникам культуры и архитектуры, охраняемым государством. Но это, очевидно, предполагает и то, что в их восстановлении активную роль должно играть государство. Между тем эту деятельность государство, за некоторым исключением, возложило на Церковь. (К примеру, заявку на помощь в восстановлении 12 храмов Новгородской епархии государство удовлетворило лишь по Софийскому собору.)

Реставрация возвращенных Церкви бывших храмовых зданий, находящихся ныне в полуразрушенном состоянии, в более широких масштабах могла бы проводиться за счет благотворительных концертов известных деятелей культуры, телемостов и других акций. Таким образом, например, собираются средства на восстановление в Одессе взорванного в 1936 г. Спасо-Преображенского храма.

Особой сферой деятельности церковных организаций является благотворительность. Этой деятельности предстоит расширяться, особенно в условиях возрастающей имущественной дифференциации общества, увеличения количества граждан, остающихся за чертой бедности, роста детской беспризорности, распространения наркомании, суицида. В этом отношении имеются достойные примеры.

С согласия и благословения епархиального архиерея при приходах могут создаваться братства и сестричества, в задачи которых входит прежде всего помощь приходу в его деятельности и осуществление социальных программ (главным образом, в области милосердия и благотворительности: поддержка многодетных семей, детей-сирот, больных и престарелых, оказание ритуальных услуг и т. д.).

Особого внимания заслуживает вопрос об участии духовенства в общественной и политической жизни. Мы уже говорили об этом, рассматривая период до октябрьского переворота. Русская Православная Церковь отрицательно относится к тому, чтобы духовенство занималось политической деятельностью. Однако есть определенный резон в том, чтобы Церковь, напротив, заняла более активную позицию в общественной жизни.

В современной России роль Православной Церкви и ее воздействие на социально-экономические процессы должны возрасти, так как пока ни правительство, ни законодательные органы не реагируют на заявления церковных иерархов о пагубной для нравственного здоровья общества демонстрации фильмов с бесконечными актами насилия, убийств, программами телевидения типа скандально известных "Окон", "За стеклом", о развращении молодежи средствами массовой информации. Церковь, не будучи представлена в законодательных органах власти, лишена возможности принимать участие в решении ряда вопросов, непосредственно затрагивающих ее интересы и интересы многочисленной паствы.

В п. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации сказано, что "религиозные объединения отделены от государства", но необходимо более четко определить, что под этим понимается, устранив дискриминационные для Церкви ограничения и толкования. На заре утверждения советской власти в понятие отделения Церкви от государства вкладывалось не только представление о невмешательстве государства в дела Церкви, о свободном исповедании религии (что самым бессовестным образом нарушалось государством), но и лишение служителей Церкви избирательных прав, незащищенность Церкви от посягательств на ее имущество и пр.

Церковно-государственные отношения нуждаются в большей четкости, дальнейшем совершенствовании и регулировании в соответствии с духом времени и интересами верующих.

"Приход. Православный экономический вестник". 2004. №№1-2.




http://www.orthedu.ru/ch_hist/shmelev.htm

Tags: Церковь
Subscribe

Posts from This Journal “Церковь” Tag

Buy for 30 tokens
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Если у Вас есть проблема и Вы хотите донести происходящее до широкой аудитории,обращайтесь! Тексты, фото и видео принимаются по электронной почте astrahanr@yandex.ru в любое время. Предложения и вопросы по телефону или WhatsApp 8-988-060- 2513 с 9 утра до 17 вечера.Возможен выезд…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments