Игорь Глуховский (gluhovski_igor) wrote,
Игорь Глуховский
gluhovski_igor

Categories:

Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА:Какие журналы читали в СССР.часть 1


В нашем детстве и юности Интернета не было. Но информационного голода страна не испытывала. Всё самое важное и интересное мы находили в книгах, телепередачах и периодических изданиях.
Каждая советская семья выписывала несколько наименований газет и журналов. Выхода нового номера любимого периодического издания граждане СССР ожидали с нетерпением.


Каталог советских периодических изданий представлял собой довольно увесистый фолиант, где, кроме порядка 8 тысяч газет, были указаны подписные индексы на несколько сотен журналов — как всесоюзных, так и республиканских. В конце каждого года в советских семьях начинался очень ответственный процесс – оформление годовой подписки на советскую периодику.
Родители выписывали свои газеты и журналы, а для ребятишек обязательно выписывали детскую периодику, особенно дети радовались свежим номерам детских журналов в почтовых ящиках. Цветной журнал «Мурзилка», пахнущий свежей типографской краской, таил под своей обложкой целый мир! Чтение журнала начиналось тут же, у почтового ящика.
Любое государство мира, какого бы социального устройства оно ни придерживалось, всегда занималось и занимается воспитанием подрастающего поколения в духе избранного им государственного устройства. Советский Союз не стал в этом смысле исключением из правила, и уже с первых лет своего образования стал уделять большое внимание коммунистическому и революционному воспитанию юных граждан. Интересные рассказы, стихотворения и очерки, написанные талантливыми писателями, быстро находили горячий отклик в детских сердцах.
Самый первый советский детский журнал «Северное сияние» стал выходить в 1919 году в Ленинграде и Москве. Его создателем стал писатель Максим Горький. Он особенно подчёркивал необходимость того, что ребёнок должен быть всесторонне просвещён, у него должна быть воспитана непоколебимая вера в людей, вера в свои силы и способности. Этот журнал представлял своего читателя, как ребёнка из народа, который растёт не в тепличных условиях, а в реальном мире борьбы за коммунистические идеалы.
Журнал «Северное сияние» выходил почти год и на своих страницах печатал рассказы о жизни детей до революции и после неё, научные знания о мире и природе подавались в виде сказок, а в приложении к журналу печатались учебные пособия, географические карты, игры.
Очень часто авторами очерков, стихотворений, рассказов были сами ребята – юные корреспонденты, и из первых уст юные читатели узнавали о подвигах своих сверстников, спасших кого-то от огня, из воды. Отчёт о делах юных тимуровцев, о ребятах, помогавших взрослым в сборе урожая, о многом другом можно было прочитать в советских журналах для детей.
Особое место занимали пионеры – передовой отряд подрастающего поколения, и дела пионерской организации им. Ленина подробно освещались в «партийном» журнале «Пионер». Этот журнал тоже можно назвать «долгожителем», он издаётся с 1924 года и поныне, правда, сейчас его содержание совершенно изменилось.
В годы Великой Отечественной войны советские журналы для детей тоже издавались, такие журналы как «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята» не оставили своих маленьких читателей в те страшные голодные годы, даже в блокадном Ленинграде, несмотря на ужасные условия, выходил детский журнал «Костёр».
Самые интересные познавательные журналы — «Юный натуралист», «Юный техник», «Моделист-конструктор» наиболее популярны стали в спокойные мирные 60-80 годы прошлого века. Сколько ребят, отбив поначалу молотком пальцы, сами строили скворечники и синичники, кормушки и поилки, заготавливали сено на зиму для лесных обитателей – оленей, лосей, зайцев. Очень многие открыли в себе талант изобретателя или «технаря».
Сколько девчонок научились шить куклам одежду, мастерить мягкие игрушки, вышивать. А всем в пионерских походах пригодились умение ставить палатки, быстро разжигать костры, готовить еду на костре, ориентироваться по сторонам света.
Советские детские журналы, несмотря на политизированность, на своих страницах учили детей дружбе и взаимовыручке, уважению по отношению к старшим, увлечённости в учёбе, необходимости защищать слабых и маленьких, да просто – любить свою Родину, беречь её природу, честно и добросовестно работать на благо всех! Скажите, что в этом плохого?
Многие отрасли советской науки и хозяйства имели свой журнал: «Радио» — настольная книга для любителя собственноручно спаять транзисторный приемник, «Естествознание и марксизм», «Коневодство и конный спорт», «Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры», «Зарубежное военное обозрение», «Фельдшер и акушерка», «Кролиководство и звероводство».
Многие переводчики буквально кормились в ВИНИТИ – Всесоюзном институте научной и технической информации, издававшем реферативные журналы по различным научным вопросам, таким, например, как микробиология или геофизика.
Любимы в народе были научно-популярные издания, типа «Химии и жизни», «Науки и жизни», «Техники – молодежи» или «Знания – силы». Их отличали неформальный подход к науке, способность вызвать интерес аудитории к предмету описания – именно такие журналы создавали положительный и оригинальный образ ученого в СССР. Надо отметить, что свои журналы издавали практически все государственные структуры, общественные, профессиональные, молодёжные организации, армия и флот, пожарные и милиция.
Миллионы советских женщин выписывали «Работницу» или «Крестьянку», а потом вырезали из этих журналов советы по домоводству и вязанию, рецепты, которые многократно использовали.
На годовую подписку читающая советская семья тратила до 150 рублей, на прессу денег не жалели.
Человек – существо любознательное, а источником знаний и новостей в то время было телевидение с двумя каналами, радио, газеты, соседи и сослуживцы. Более интересные и занимательные события описывались как раз в журналах. Были случаи, когда «достойному и любимому» сотруднику коллектив вскладчину оформлял годовую подписку на совершенно чудный журнал, например «Свиноводство», «Советик геймланд» на идиш, или «Коммунист Таджикистана» на таджикском языке. Такое интеллигентное было проявление плохого отношения к непорядочному человеку.
Особая тема – литературные журналы: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «Литературная учеба», «Юность», «Аврора». За ними охотились, их давали почитать на одну ночь, на них всеми правдами и неправдами стремились оформить подписку – она была лимитирована и распространялась по научно-исследовательским институтам или райкомам партии. А уж номер «Искателя», где печаталась, в основном, фантастика, был не подвергающейся сомнению ценностью.
Если твой рассказ о буднях советского рабочего напечатали в «Юности» — считай, пришла слава, и тебя включили в пантеон, тем более что главными редакторами этих журналов в советское время были настоящие литературные небожители: Твардовский, Полевой, Катаев, Всеволод Вишневский, Баруздин, Сурков. Журналов в Стране Советов издавалось много, и некоторые до сих пор вспоминаются с теплотой и радостью.
Умные, грамотные, содержательные статьи в журналах «Здоровье» и «Наука и жизнь», доверительные и человечные статьи в «Работнице» и «Крестьянке», журналы «Советский экран» и «Журнал мод», приоткрывающие дверку в мир кино и подиумов, красивых людей и одежды! Для очень многих советских людей журналы в почтовом ящике были привычным явлением, а рейтингов никто не проводил, многомиллионные тиражи говорили сами за себя. Часть журналов, несмотря на почти полное отсутствие рекламы своей деятельности, издаётся и в современной России.

Веселые картинки

«Весёлые картинки» — детский юмористический журнал, рассчитанный на детей от 4 до 10 лет. Издавался ежемесячно с сентября 1956. Наряду с «Мурзилкой» был наиболее популярным детским журналом в СССР в 1960—80-е годы. В начале 1980-х годов его тираж достигал 9,5 млн экземпляров.
Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Он организует досуг всей семьи, поскольку маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка.
Название журнала было выбрано исходя из того, что забавные и весёлые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями, всегда нравятся маленьким детям. Исторически «Веселые картинки» вышли из «Крокодила», — отцом основателем и первым редактором журнала стал «Крокодильский» карикатурист Иван Семенов. Он же нарисовал и главного героя – Карандаша, ставшего символом журнала.
Карандаш – художник, об этом говорит весь его внешний вид: свободная блуза, берет, красный бант на шее и красный грифель вместо носа. Он – вдохновитель группы веселых человечков, он и его друзья, Самоделкин, Буратино, Чиполлино, Незнайка, — постоянные герои «Веселых картинок». О них – первый советский комикс. С ними же были связаны постоянные рубрики журнала.
В «Школе Карандаша» детей учили рисовать, в «Школе Самоделкина» — делать игрушки своими руками, в «Веселой азбуке» знакомили с буквами. В 1977 году в журнале «Веселые картинки» заканчивается одна эпоха и начинается новая.
На смену Чуковскому, Барто, Михалкову, Сутееву приходят «молодые и наглые»: главный редактор Рубен Варшамов, а с ним художники-нонконформисты Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эдуард Гроховский, Александр Митта и «новые детские»: Эдуард Успенский, Андрей Усачев, Евгений Милутка.
В 1979 году художник Виктор Пивоваров создает новый логотип любимейшего детского журнала «Веселые картинки». Отныне у журнала появляется свой логотип: буквы-человечки, из которых складывается название журнала.
«Весёлые картинки» являлись единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре. В частности, на страницах журнала не публиковались обязательные для прессы извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л. И. Брежнев и появилась директива опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий, редакции «Весёлых картинок» удалось доказать, что на фоне названия журнала это будет выглядеть крайне неуместно.

Мурзилка

«Мурзилка» — популярный ежемесячный детский литературно-художественный журнал. До 1991 года являлся печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации.
Мурзилка — маленький лесной человечек, существовавший в популярных книгах для детей конца ХIХ века. Его придумал канадский писатель и художник Палмер Кокс, описавший карликовый народец брауни, родственный домовым. Сначала это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом Мурзилка стал обыкновенной маленькой собачкой, помогающей всем, кто попал в беду.
16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Мурзилка был маленькой белой собачкой и появлялся вместе со своим хозяином — мальчиком Петей. В 1937 году художник Аминадав Каневский создал ставший известным в СССР образ щенка-корреспондента Мурзилки — жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо. Впоследствии персонаж эволюционировал в мальчика-корреспондента, приключениям которого были посвящены также несколько мультфильмов.

Пионер

«Пионер» — ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации для пионеров и школьников. Первый номер вышел 15 марта 1924 года и был посвящён В. И. Ленину. Считается библиографической редкостью, поскольку автором очерка о Ленине был Лев Троцкий, и выпущенные экземпляры впоследствии были уничтожены.
На страницах «Пионера» выступали Н. К. Крупская, М. И. Калинин, Ем. М. Ярославский, писатели С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, Л. А. Кассиль, Б. С. Житков, К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, В. А. Каверин, А. Л. Барто, Виталий Бианки, С. В. Михалков, Юрий Сотник, В. П. Крапивин, Ю. Козлов, Э. Успенский и др.
В 1938 году в журнале печаталась сказка «Старик Хоттабыч» Л. И. Лагина. «Пионер» имел постоянные разделы школьной и пионерской жизни, публицистики, науки и техники, искусства, спорта, детского художественного творчества.

Костёр

«Костёр» — ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников. Был основан при издательстве «Детская литература» в 1936 году. Выходил с июля 1936 по 1946 гг., затем после десятилетнего перерыва выпуск был возобновлен в июле 1956 года.
В разное время «Костёр» являлся органом ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР. В нём печатались Маршак, Чуковский, Шварц, Паустовский, Зощенко и многие другие. В этом журнале работал Сергей Довлатов. И в нем же состоялась первая публикация Иосифа Бродского в советской печати. Так же здесь впервые были опубликованы некоторые произведения известных зарубежных детских писателей — Джанни Родари и Астрид Линдгрен.

Юный техник

«Юный техник» — ежемесячный детско-юношеский журнал о науке и технике. Основан в Москве в 1956 году как иллюстрированный научно-технический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации для пионеров и школьников.
В популярном виде доносит до читателя (в первую очередь школьника) достижения отечественной и зарубежной науки, техники, производства. Побуждает к научно-техническому творчеству, содействует профессиональной ориентации школьников.
Регулярно публикует произведения известных писателей-фантастов — Кира Булычёва, Роберта Силверберга, Ильи Варшавского, Артура Кларка, Филипа К. Дика, Леонида Кудрявцева и других.
Еще было приложение к журналу «Юный техник» — для умелых рук, поделки,
макеты и др.

Приложение к журналу «Юный техник»

Приложение к журналу «Юный техник». Для среднего и старшего школьного возраста.
Издание основано в 1956 г. Изначально выпускалась Центральной станцией юных техников имени Н.М. Шверника под названием «Для умелых рук», как серия брошюр — пособий в помощь политехническому обучению и техническому творчеству пионеров и школьников. С 1957 г. стало выходить как приложение к журналу «Юный техник» — «ЮТ для умелых рук» и с 1991 г. имеет название «Левша».

Юный натуралист

«Юный натуралист» — ежемесячный научно-популярный журнал для школьников о природе, природоведении, биологии и экологии. Основан в июле 1928 года. С 1941 по 1956 год не издавался. В некоторые годы тираж журнала достигал почти 4 млн экземпляров.
Журнал знакомит детей со всем многообразием жизни животного и растительного мира, воспитывает любовь к природе, учит бережно относиться к её богатствам, способствует выработке у школьников материалистического понимания явлений природы, в популярной форме рассказывает о новейших открытиях биологической науки.

Ровесник

«Ровесник» — молодёжный журнал, выходящий с июля 1962 года. Основная аудитория — молодёжь от 14 до 28 лет. Он стал настоящим прорывом для издательского дела в Советском союзе. Это был первый журнал, ориентированный исключительно на молодежь. Кроме того, именно в нем впервые затронули недоступные прежде темы: рок-музыка, жизнь западной молодежи и другие. В журнале также публиковали рецензии на свежие фильмы и музыкальные альбомы.

Юность

«Юность» — литературно-художественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Выходит в Москве с 1955 года. Был основан по инициативе Валентина Катаева. До 1991 года журнал являлся органом Союза писателей СССР, в дальнейшем он стал независимым изданием.
«Юность» отличалась от остальных литературных журналов большим интересом к общественной жизни и окружающему миру. Существовали постоянные разделы «Наука и техника», «Спорт», «Факты и поиски». Одним из первых журнал осветил явление бардовской песни (статья А. Гербер «О бардах и менестрелях»), а в восьмидесятые годы — «митьков». Одно перечисление редакторов и авторов журнала «Юность» выглядит, как летопись советской литературы 50-х-90-х: Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Окуджава, Искандер, Рубцов, Гладилин, Горин, Арканов, Кир Булычев, Римма Казакова, Олжас Сулейменов, Борис Васильев, Аксенов, Войнович, Ковальджи — откроешь архивный номер «Юности», и все они здесь, все еще молодые и улыбаются с фотографий. «Юность» всегда оставалась юностью, и старалась идти в ногу со временем.

Смена

«Смена» — иллюстрированный популярный гуманитарный журнал с сильными литературными традициями. Основанный в 1924 году, он был самым массовым молодёжным журналом Советского Союза. К концу 1980-х годов тираж «Смены» достигал более трёх миллионов экземпляров. «Смена» была основана решением ЦК РКСМ как «двухнедельный журнал рабочей молодёжи».

Обложки первых номеров оформлены известным советским художником, основоположником конструктивизма Александром Родченко. Его яркие, модные обложки сразу привлекли большую аудиторию читателя. Поэт Владимир Маяковский, с не терпящей возражений аргументацией, призывал молодежную аудиторию на страницах первых номеров журнала «Смена»: «Будь готов сменить стариков, читай журнал «Смену».
С момента основания в журнале выходили премьерные публикации книг, становившихся позже бестселлерами. Именно в «Смене» появились первые рассказы Михаила Шолохова и Александра Грина, стихи Владимира Маяковского, опубликовали свои первые произведения Константин Паустовский, Лев Кассиль, Валентин Катаев. Были напечатаны отрывок из нового романа Алексея Толстого «Пётр I» и его сказка «Приключения Буратино». В 1975 году на страницах «Смены» появился роман братьев Вайнеров «Эра милосердия». В разные годы с журналом «Смена» сотрудничали И. Бабель, М. Зощенко, А. Горький, А. Платонов. На страницах журнала «Смена» публиковались А. Фадеев, В. Астафьев, В. Быков, Ю. Нагибин, Ю. Семенов, братья Стругацкие.

Радио

«Радио» — массовый ежемесячный научно-технический журнал, посвящённый радиолюбительству, домашней электронике, аудио/видео, компьютерам и телекоммуникациям. Первый выпуск, под названием «Радиолюбитель», вышел 15 августа 1924 года и выходил раз в две недели. В середине 1930 года был переименован в «Радиофронт». В конце 1930 года произошло слияние редакций журналов «Радиофронт» и «Радиолюбитель». В дальнейшем журнал выходил под названием «Радиофронт» до июля 1941 года. Первый послевоенный номер журнала вышел в 1946 году уже под названием «Радио».
Журнал неоднократно публиковал обучающие циклы для начинающих. Первый цикл статей «Шаг за шагом», начатый в мае 1959, начинал с основ радиопередачи и приёма, а заканчивал постройкой сетевого лампового супергетеродинного вещательного приёмника ДВ и СВ.

В 1970 году в журнале было опубликовано описание легендарного радиолюбительского трансивера Юрия Кудрявцева (UW3DI) на электронных лампах. Коротковолновики растиражировали эту конструкцию в тысячах экземпляров.
В 1983 году в журнале публиковалось описание и схема первого советского радиолюбительского компьютера «Микро-80». В 1986 году в журнале были опубликованы схемы, описания и коды программ радиолюбительского компьютера «Радио 86РК», намного более простого в сборке и наладке чем «Микро-80» и программно совместимого с ним. В 1990 году в журнале был опубликован цикл статей о персональном радиолюбительском компьютере «Орион-128», который был совместимым с РК-86, но обладал более широкими возможностями.

источник: [ЗДЕСЬ]http://back-in-ussr.com/2017/01/kakie-zhurnaly-chitali-v-sssr.html
Tags: #История, #ссср, #фото, Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА
Subscribe

Posts from This Journal “Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА” Tag

Buy for 30 tokens
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Если у Вас есть проблема и Вы хотите донести происходящее до широкой аудитории,обращайтесь! Тексты, фото и видео принимаются по электронной почте astrahanr@yandex.ru в любое время. Предложения и вопросы по телефону или WhatsApp 8-988-060- 2513 с 9 утра до 17 вечера.Возможен выезд…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments