Игорь Глуховский (gluhovski_igor) wrote,
Игорь Глуховский
gluhovski_igor

Categories:

За "Золотым щитом".Что такое цифровизация по-китайски

Регулирование интернета в Китае считается самым жестким в мире. Особая система фильтрации контента в интернете, также известная как "Великий китайский файрвол" (официальное название — проект "Золотой щит"), действует по всей стране с начала 2000-х годов. С помощью "файрвола" китайские власти пытаются ограничивать нормальный доступ пользователей внутри страны к ряду популярных сайтов, включая Facebook, YouTube, Instagram, Twitter, Wikipedia.



Ключевая задача "щита" — блокирование доступа пользователей материкового Китая к некоторым интернет-ресурсам, расположенным в основном на серверах за пределами страны. Многие проживающие в КНР иностранные граждане отмечают, что блокировка крупных западных источников информации создает в Китае в отношении некоторых тем определенный информационный вакуум.

Сам по себе "файрвол" устроен таким образом, что через его серверы проходит весь трафик китайских интернет-пользователей. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра, но это относится к нешифрованному трафику и работает в автоматическом режиме. Для контроля за шифрованным трафиком необходимы более совершенные решения, чем те, что используются сейчас, и это негативно сказывается на скорости работы иностранных сервисов в Китае, даже если они не заблокированы.

Конечно, многие иностранцы судят о Chinanet лишь с внешней стороны и прежде всего видят в нем "файрвол", забывая при этом, что интернет в КНР предназначен преимущественно для внутреннего пользования. И хотя Chinanet обладает так называемой китайской спецификой, нужно понимать, что основные тренды развития китайских IT задают западные концепции и инновации, которые активно изучают и перенимают обучающиеся за границей студенты, стажирующиеся и работающие там специалисты.

Жизнь в одном приложении
Находясь под прикрытием "Золотого щита", китайские пользователи не чувствуют себя ущемленными: количество социальных сетей в Срединной державе исчисляется десятками. Здесь можно найти аналоги, пожалуй, для любого приложения, будь то Facebook или видеохостинг YouTube. В современном китайском языке есть как минимум два термина-идиомы, в полной мере описывающих поведение цифрового потребителя КНР. Это "мучжицзу" ("мучжи" — большой палец руки, "цзу" — группа), что означает "телефонозависимые", "мобиломаны" или "люди, постоянно занятые своим сотовым телефоном, отправкой сообщений или поиском в интернете". Второй термин — "дитоуцзу" ("дитоу" — склонять, опустить голову, "цзу" — группа), что можно перевести как "заядлые любители мобильных устройств", "гаджетозависимые".

Первое место в онлайн-жизни китайцев по праву занимает мессенджер WeChat. Разработка китайской телекоммуникационной компании Tencent 2011 года сочетает в себе элементы Facebook, Instagram, Skype, WhatsApp и даже Tinder. В мессенджер встроен электронный кошелек, привязанный к банковской карте, что позволяет легко совершать оплату при помощи сканирования QR-кода. В WeChat можно оплачивать коммунальные услуги, штрафы, пополнять счет мобильного телефона, заказывать такси, готовую еду и продукты питания, бронировать гостиницы, приобретать авиа- и железнодорожные билеты, использовать игры, отслеживать ситуацию на бирже, совершать онлайн-шопинг, записываться в салоны красоты, приобретать билеты на культурно-развлекательные мероприятия. Мессенджер включает в себя платформу для сбора отзывов, сервис аренды и покупки недвижимости.

На фоне эпидемии коронавируса разработчики добавили еще одну опцию — Health ("Здоровье"), которая позволяет отслеживать статистику по числу зараженных, умерших и выздоровевших, показывая, где произошли последние случаи заражения, предоставляет полный список медицинских учреждений вокруг с учетом вашего местоположения, а также возможность записаться к врачу.

WeChat давно проник и в деловую среду. Конечно, для официальных запросов и обращений используют факс или электронную почту, однако в повседневной работе на смену телефонным звонкам и почтовым сообщениям приходит коммуникация через WeChat. Сегодня на визитке вместо номера телефона и других контактных данных достаточно просто указать ваш ID в мессенджере. Многие компании используют WeChat как платформу для продвижения товаров или услуг: помимо персонального аккаунта в мессенджере можно создать корпоративную страничку. Последняя чем-то напоминает Telegram-канал: позволяет выстраивать коммуникацию с подписчиками, отправлять им push-уведомления, сообщения, размещать рекламу.

Сами китайцы признаются, что WeChat может справиться если не со всеми, то с большей частью житейских задач. Для местного жителя менее страшно потерять кошелек, нежели телефон — последний не без помощи WeChat решает практически все вопросы. Однако для иностранцев существует ряд ограничений. При регистрации аккаунта необходимо представить фото документа, удостоверяющего личность: с паспортом гражданина иностранного государства в WeChat доступны далеко не все опции.

По данным на конец 2019 года, 73,7% пользователей мобильного интернета в Китае посещали WeChat, при этом ежемесячно активно используют мессенджер 1,151 млрд.

Другой сервис — Sina Weibo — больше напоминает Facebook: в Weibo можно публиковать короткие сообщения и фотографии, делиться статьями. В соцсети зарегистрированы около 500 млн человек, а число активных пользователей ежемесячно составляет свыше 300 млн. Многие компании, официальные учреждения КНР, ведомства имеют аккаунты в Weibo, ведут текстовые трансляции с брифингов, делают официальные заявления.

Социальная сеть QQ — еще одна разработка компании Tencent, создана в 2005 году. Представляет собой мессенджер, схожий по функционалу с программой для обмена сообщениями ICQ. По данным на 2018 год, ежемесячное количество активных пользователей QQ превысило 800 млн, однако стоит отметить, что ее популярность несколько снизилась с появлением и стремительным развитием возможностей WeChat.

Китайское приложение для коротких видео Douyin, прославившееся в мире как TikTok, появилось в 2016 году, на конец 2019-го число активных пользователей достигло примерно 800 млн в месяц. Несмотря на то что TikTok позиционируется как иностранный аналог Douyin, по факту это две разные соцсети, что видно по результатам одинаковых поисковых запросов в китайской и зарубежной версиях: они редко совпадают. Некоторые видео, размещенные в TikTok, отсутствуют в Douyin, и наоборот.

Китайская "тройка"
Цифровизация всей страны: как технологии помогут восстанавливать экономикуЦифровизация всей страны: как технологии помогут восстанавливать экономику
Ключевыми поставщиками широкополосного подключения к интернету и доступа в интернет в Китае являются операторы "большой тройки". Это China Mobile (крупнейший игрок рынка мобильной связи с почти полным покрытием территории материкового Китая), China Unicom (один из ведущих поставщиков услуг проводного интернета для физических и юридических лиц на севере материковой части страны) и China Telecom (крупнейший оператор проводной телефонной связи, третий по величине оператор сотовой связи, а также основной магистральный интернет-оператор КНР).

Именно "тройка" в прошлом году получила лицензии на коммерческое использование сетей 5G, а 31 октября объявила о начале предоставления населению страны услуг пятого поколения связи. На момент запуска коммерческого использования 5G China Mobile предлагала пакеты, цены на которые в месяц варьировались от 128 юаней ($18 по курсу на октябрь 2019-го) до 169 юаней ($23) за 30 ГБ, и от до 598 юаней ($84) до 869 юаней ($122) за 300 ГБ. Стоимость пакетов China Unicom и China Telecom составляла от 129 юаней в месяц ($18) за 30 ГБ до 599 юаней ($84) за 300 ГБ.

Китайские операторы, большинство производителей смартфонов и телевизоров имеют собственную платформу (схожи с платформами Apple и Google), включающую магазин приложений, кинотеатры, телевидение, игры и рекламу. Все это позволяет заметно снизить цену на само устройство, а учитывая факт, что основным каналом передачи данных в Китае является именно мобильный интернет, представители всех слоев населения имеют возможность пользоваться сравнительно дешевыми и разнообразными сервисами. Однако из-за большого числа пользователей и непродуманного развертывания предыдущих поколений сети телеком-инфраструктура часто перегружена, что сказывается на качестве связи. Устранить эту проблему власти намереваются за счет внедрения 5G и создания новой инфраструктуры.

Гонка за 5G
К концу 2020 года власти страны планируют покрыть сетью пятого поколения все города окружного значения, и, так как эта задача реализуется в рамках государственной программы, у китайских операторов нет иного выхода, как использовать отечественное оборудование. Эксперты отмечают, что на сегодняшний день китайские решения для внедрения сетей пятого поколения имеют очевидное преимущество в цене, однако время покажет, насколько они экономически выгодны при таком большом количестве абонентов, как в Китае.

Считается, что полноценная реализация технологии 5G станет эволюционным развитием телекоммуникационных сетей и повысит эффективность работы сети по сравнению с 4G, а ее запуск даст операторам возможности для тестирования рынка и разработки новых предложений. Однако это планы на будущее: пока неавтономные сети 5G развернуты в 50 крупнейших городах КНР и лишь с этого года планируется запуск технологий пятого поколения связи в провинциях страны.

Развитие неавтономных сетей 5G подразумевают использование инфраструктуры уже существующих сетей 4G LTE с добавлением компонента 5G. Этот ход должен помочь китайскому телекоммуникационному бизнесу масштабно перестроить свои сети к 2025 году. При этом только автономная версия будет использовать частоты миллиметрового диапазона, а также частоты низкого и среднего диапазонов, что позволит обеспечить широкое покрытие территорий и связь на заявленной скорости в несколько гигабит.

Говорить о массовом использовании 5G также пока преждевременно. В первую очередь это связано с малым количеством современных гаджетов, поддерживающих данную технологию. К примеру, компания Apple, продукция которой крайне популярна в Китае, пока только анонсировала новый смартфон с поддержкой сетей пятого поколения. Кроме того, сети 5G разрабатываются как перспективный стандарт для взаимодействия умных устройств в интернете вещей (IoT), однако пока такие системы в Китае не распространены.

Как рассказал эксперт телекоммуникационной отрасли Ван Лимин, "несмотря на то что неавтономные сети 5G — лишь пробная версия в преддверии появления на рынке автономного 5G, они, как и любые технологии, удовлетворяющие запросам потребителей при снижении операционных расходов, будут иметь большой успех на рынке".

Казалось бы, основываясь на собственных решениях и технологиях, Китай может беспрепятственно и в срок осуществить развертывание сетей 5G, однако нынешняя пандемия внесла свои коррективы. Из-за продления новогодних каникул на фоне вспышки болезни, приостановки работы ключевых производств, проблем с логистикой и перенаправлением финансирования на борьбу с эпидемией появились сложности с поставками компонентов базовых станций, сетевого оборудования и оптоволокна.

Интернет подхватил коронавирус
Объем отрасли электронной коммерции по итогам 2018 года достиг 31,63 трлн юаней (около $4,58 трлн). Онлайн-торговля стала неотъемлемой частью жизни китайцев: торговые площадки Taobao, JD.com и другие давно пришли на смену торговым центрам и длительным походам по магазинам. В интернете покупается все: одежда, обувь, предметы первой необходимости, продукты, электроника. Эксперты отмечают, что отрасль развивается семимильными шагами: время доставки потребителю сокращается, количество продавцов на рынке электронной коммерции увеличивается, спрос растет.

Вместе с тем коронавирус повлиял и на сферу онлайн-торговли в Китае. В условиях карантина, когда многие жители буквально заперты в своих квартирах либо не желают выходить на улицу по собственной воле, интернет-торговля, казалось, должна процветать. Однако, как писала газета South China Morning Post, на фоне эпидемии покупатели потеряли интерес к классическому шопингу: их не интересуют одежда, обувь, товары для развлечений, зато особой популярностью стали пользоваться маски и средства защиты. Многие площадки онлайн-торговли столкнулись с трудностями — возникла временная нехватка средств дезинфекции, а некоторые продавцы и вовсе занялись спекуляцией: в первые дни вспышки коронавируса цены на маски достигали 700 юаней за штуку (около $100).

Потрясения испытала и сфера логистики: если в обычное время срок доставки заказа составлял два — четыре дня, то сейчас этот процесс может затягиваться на недели. Особенно это касается регионов, которых эпидемия коснулась больше всего: во многих городах введены транспортные ограничения. Что касается эпицентра заболевания, города Уханя в центральной провинции Хубэй, то доставку туда осуществляет лишь одна курьерская служба.

IT vs вирус
Власти Китая отмечают, что "негативное влияние вспышки коронавируса на экономику страны носит временный характер" и "в долгосрочной перспективе эпидемия неспособна изменить устойчивые основы экономики КНР". Вместе с тем, как указал заместитель главы комитета по контролю и управлению государственным имуществом КНР Жэнь Хунбинь, "больше всего от коронавируса страдают отрасли, ориентированные на потребителя", в том числе и в онлайн-пространстве. А IT-компаниям пришлось адаптироваться на ходу. Так, например, китайский гигант в области интернет-коммерции Alibaba запустил на некоторых своих платформах услугу бесплатных врачебных консультаций, чтобы снизить нагрузку на медицинские учреждения в условиях вспышки в стране пневмонии нового типа. Сервис доступен на торговой площадке Taobao и в мобильном приложении платежной системы Alipay. Пользователи могут не только получить консультацию врача, но и отслеживать в реальном времени последние официальные данные о ситуации вокруг распространения вируса.

Другим новшеством Alibaba стал запуск специальной онлайн-платформы для закупки медикаментов по всему миру для борьбы с распространением коронавируса. Сервис предназначен для удовлетворения спроса на лекарственные препараты и защитные средства в регионах КНР, где произошла вспышка заболевания. Фармацевтические компании и производители смогут публиковать информацию о поставках, после чего Alibaba будет закупать необходимые средства для борьбы с коронавирусом и направлять их нуждающимся медицинским учреждениям.


авторы:Артем Иванов, Зоя Русинова
ТАСС, информационное агентство




Tags: Китай, в мире, интересное, цифровизация, цифровые технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 30 tokens
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Если у Вас есть проблема и Вы хотите донести происходящее до широкой аудитории,обращайтесь! Тексты, фото и видео принимаются по электронной почте astrahanr@yandex.ru в любое время. Предложения и вопросы по телефону или WhatsApp 8-988-060- 2513 с 9 утра до 17 вечера.Возможен выезд…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments