Игорь Глуховский (gluhovski_igor) wrote,
Игорь Глуховский
gluhovski_igor

Бесславные реформаторы.

Одновременно со стартом ЧМ-2018 крупный капитал в лице правительства РФ начал полномасштабное наступление на пролетариат. Были предложены: повышение ставки НДС с 18% до 20% и повышение пенсионного возраста для мужчин с 60 до 65 лет и для женщин с 55 до 63 лет.Реформаторы аргументировали необходимость реформ тем, что все развитые страны уже осуществили эти преобразования у себя. Подразумевалось, что это автоматически означает их благотворность и полезность.

И действительно, многие страны, включая страны «ядра», и увеличили ставки НДС, и повысили возраст выхода на пенсию. Однако эмпирические исследования позволяют усомниться в полезности этих реформ. По крайней мере, в их полезности для населения.Возьмем к примеру налог на добавленную стоимость. Как он работает и к чему приводит его повышение.


НДС на бумаге

Если мы откроем Налоговый кодекс РФ, то в п. 1 ст. 143 гл. 21 части II найдем следующие слова:

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

● организации;

● индивидуальные предприниматели;

● лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

То есть, в переводе на русский язык, платят НДС якобы те, кто осуществляет предпринимательскую деятельность или импортирует товары. Наверняка, вы слышали от буржуев и буржуйчиков что-то вроде “Я создаю Рабочие места! Я плачу налоги!” и все в таком духе, верно?

Давайте разберемся, как обстоят дела в действительности.

НДС на деле

Чтобы понять, как на деле работает НДС и какой эффект он оказывает, давайте сначала представим упрощенную модель товарного и денежного оборота, который имеет место в действительности :

Поставщик передает Продавцу товар на сумму 100р, а Продавец, соответственно, перечисляет ему денежные средства в том же объеме. Далее, Продавец реализует тот же товар уже с наценкой (в данном примере для простоты счета наценка составляет 100%, или 100р в денежном выражении) Покупателю, за что тот платит Продавцу 200р.

В результате этого движения товара и денежных средств получается следующая картина :
У Покупателя есть товар на сумму 200р, у Поставщика – сумма за проданный товар в 100р и у Продавца – 100р (разница между ценой, по которой он купил у Продавца (100р), и ценой, по которой он реализовал товар Покупателю (200р)).

Здесь все понятно. Теперь рассмотрим движение товарного и денежного потока в случае, когда есть НДС :
Поставщик, зная, что ему придется заплатить НДС с факта реализации товара, увеличивает цену реализации на 18р и отпускает товар Продавцу за 118р. Продавец перечисляет Поставщику, соответственно, 118р. Далее, Продавец, так же как и Поставщик, предвидя будущие платежи в бюджет, увеличивает цену пропорционально суммы реализации (200р х 18% = 36р) и реализует товар Покупателю за 236р. Покупатель отдает Продавцу соответствующую сумму денег (236р).

Прежде чем перейти к анализу результатов этого движения, нужно еще посмотреть, как происходят налоговые платежи Поставщика и Продавца в бюджет
Поставщик перечисляет в Бюджет 18р [2], которые он заранее включил в цену реализации товара, и таким образом, получил от Продавца. Продавец же, в свою очередь, включил в цену реализации товара Покупателю 36р, которые он и получил.

Но из этих, полученных от Покупателя 36р, он уже ранее перечислил Поставщику 18р, которые последний уже перечислил в Бюджет, как мы отметили в предыдущем абзаце. Поэтому в бюджет Продавец перечислит не 36р, как кажется на первый взгляд, а разницу между той суммой налога, которая «сидит» в цене товара, который он купил у Поставщика (так называемый «входящий НДС») и той суммой налога, которая уже «сидит» в цене товара, который он продал Покупателю (так называемый «исходящий НДС»). В суммовом выражении это будет составлять 18р (36р (НДС от покупателя Продавцу) – 18р (НДС от Продавца Поставщику)).

Если бы Продавец перечислил в Бюджет 36р, то возник бы так называемый эффект «двойного налогообложения», когда с одной и той же суммы одной и той же цепочки реализации 2 раза заплатили бы один и тот же налог.

Все становится логичнее, если мы проследим цепочку в обратном порядке. Покупатель платит 36р НДС, который «сидит» в цене товара, Продавцу. Из них Продавец платит 18р НДС, который так же «сидит» в цене товара Поставщику, и еще 18р НДС перечисляет в Бюджет. Поставщик же просто перечисляет в бюджет «оставшиеся» 18р НДС. Все сходится.

Если все еще непонятно, почему Продавец перечисляет в Бюджет 18р, а не 36р, то посмотрите на результат движения товаров и денежных средств в ситуации, когда участники рынка обязаны платить НДС и сравните с результатами в ситуации, когда налог платить не надо .

Как мы видим, Поставщик и Продавец остались при своей прежней разнице между понесенными расходами и выручкой от продажи – по 100р у каждого. Но при этом, появились еще и денежные средства у Бюджета в размере 36р.

Мы видим, что при одной и той же норме прибыли у Поставщика и Продавца результаты различаются тем, что в первом случае Покупатель приобрел товар за 200р, а во втором – за 236р. Именно эта разница в 36р и является тем самым источником денежных средств на счету Бюджета.

Ни Поставщик, ни Продавец не потеряли ни копейки собственных средств от перечисления в Бюджет НДС. Они выступали в данном случае просто как посредники, осуществляющие расчеты при взаимодействии с Бюджетом. Весь объем НДС оплачен, хоть и опосредованно, из кармана конечного Покупателя.

Сравните это с текстом Налогового кодекса РФ, который приводился в самом начале статьи.

Теперь становится наглядно видно логику, почему Продавец не должен по законодательству перечислять в Бюджет НДС на сумму 36р, а должен перечислить всего 18р. Если цена увеличивается на 36р, то в случае уплаты НДС Продавцом в размере 36р, общая сумма денежных средств в Бюджете составила бы 54р (18р – НДС, перечисленный Поставщиком + 36р – НДС, перечисленный Продавцом). И такое было бы возможно только за счет снижения нормы прибыли Продавца. На это государство, по понятным причинам, ни за что не пошло бы.
О Ограничения модели

Для простоты объяснения (и без того сложного для человека «с улицы») механизма НДС, мы рассмотрели только абстрактную модель. Мы хотели, объяснить существенную сторону НДС, которая заключается в следующем.

Все организации, которые якобы являются плательщиками НДС, имеют право уменьшать сумму налога, «сидящего» в цене, по которой они продают, на сумму НДС, «сидящую» в цене, по которой они купили товар. Единственный, кто лишен этого права – конечный покупатель. Если бы покупателю было разрешено уменьшать сумму своих платежей в бюджет на сумму «входящего НДС», подобно тому как это разрешено делать юридическим лицам, то в бюджете просто не появилось бы средств. Именно конечный потребитель является источником доходов бюджета по НДС. Потребитель, а не организации, формально перечисляющие НДС.

Абстрактность модели заключается еще и в том, что мы сократили цепочку до трех агентов, в то время как в реальности их, как правило, больше в зависимости от отрасли.

Далее мы отвлеклись от расходов юридических лиц на приобретение орудий труда, сырья, арендных платежей, общехозяйственных расходов и т.п., которые, в действительности, уменьшают прибыль на сумму этих расходов. Однако, и в случае обложения НДС, и в случае отсутствия налога доходы рыночных агентов не изменятся по отношению друг к другу, а просто снизятся в обоих вариантах на одинаковую стоимость.

С другой стороны, Поставщик, Продавец и все остальные реально существующие агенты рынка, включая и непосредственного производителя товара, законодательно имеют право уменьшать свои платежи в бюджет не только на сумму «входящего НДС», «сидящего» в цене товара, но и вообще – на сумму любого «входящего НДС», «сидящего», например, в цене оборудования для производства, транспортировки, аренды помещений, канцелярских принадлежностей и т.п.

Таким образом, в реальной экономике прибыль уменьшается на сумму других расходов, не учтенных в модели. Но НДС, «сидящий» в цене этих самых расходов, уменьшает и налоговые платежи в бюджет этих агентов.

Более того, вследствие существования временных разрывов между покупкой активов с уплатой своему контрагенту НДС, «сидящего» в цене данных материальных ценностей, и продажей товара или услуги, может возникнуть, что на конец налогового периода «входящий НДС» превышает «исходящий НДС». Например, Продавец купил товар у Поставщика, перечислив ему 18р НДС, «сидящий» в цене товара, но при этом еще не продал товар Покупателю. В таком случае доход продавца отсутствует за данный период – как в нашей схеме, где существует только одна единица товара одного наименования (а отсутствия дохода, с точки зрения нашего законодательства, нельзя допускать!). В таком случае Продавец имеет право получить компенсацию из Бюджета в размере той суммы НДС, которую он заплатил при покупке товара от Поставщика (в нашем примере – это 18р). Эта процедура называется «возмещение НДС из бюджета».

В очередной раз мы видим, как государство печется в первую очередь о предпринимателях, о сохранении их нормы прибыли – это обычная практика для всех капиталистических государств, в том числе тех, где применяется НДС (Value-Added Tax или, сокращенно, VAT).
П Повышение НДС

24 июля 2018 года Госдума РФ приняла в окончательном чтении закон о повышении налога на добавленную стоимость с 18% до 20%. Как мы теперь понимаем, это напрямую отразится на благосостоянии покупателей, то есть нас с вами.

Казалось бы, все справедливо: кто больше товаров и услуг покупает – тот больше и платит. Однако в действительности все не совсем так.

Все исследования, изучавшие вопрос о том, какая группа населения больше всего ощущают на себе гнет НДС, сходятся в одном и том же – самое высокое отношение суммы НДС к сумме доходов наблюдается у наименее обеспеченных людей. Другими словами, от НДС больше всего страдают наиболее бедные люди.

И в периферийных, и в странах метрополии ситуация одна и та же: отношение суммы НДС к доходам наиболее высокая среди самых низкодоходных домохозяйств (См. также EquityBD - Continued Struggle in Banglsdesh. VAT Is Regressive to Poor, Leathy, Lyons, Tol - The Distributional Effects of Value Added Tax in Ireland, Moździerz -Tax Policy and Income Inequality in the Visegrad Countries, ONS - Poorest Households Spending More on VATable Items than in 1986, Pestel, Sommer - Shifting Taxes from Labor to Consumption. Efficient But Regressive).

Апологеты повышения ставки НДС, конечно, скажут, что в абсолютных значениях (в денежном выражении) богатейшие платят больше. И формально они будут правы. Но речь идет о том, что разница между платежами в денежном выражении в несколько раз меньше разницы в доходах.

Объясняется это очень просто. Группы населения с наименьшими доходами вынуждены тратить практически весь свой заработок на покупку товаров и услуг, необходимых для жизни. Группам с более высокими доходами для комфортного существования приходится тратить больше, если мы говорим об оценке в денежном выражении, но их доходы настолько превосходят первую группу, что у них остаются средства, которые либо откладываются, либо тратятся на операции, не облагаемые НДС (Kempson, Finney - Saving in Lower-Income Households)

Соответственно, и повышение ставки НДС больнее всего ударит по наименее обеспеченным группам населения. Что и подтверждается множеством эмпирических исследований тех стран, где уже проводилось подобное увеличение ставки налога.

Долгосрочные последствия повышения НДС

Многие российские экономисты говорят о негативном влиянии повышения ставки НДС на малый бизнес. Мол, повышение ставки увеличит налоговое бремя небольших фирм и приведет в конечном счете к их закрытию. Но анализ, проведенный Гэйлом и др., показывает, что повышение НДС «не приводит к статистически или экономически значимым изменениям количества фирм или количества занятых в этих фирмах» (Gale. Gelfond, Krupkin - Entrepreneurship And Small Business Under A Value Added Tax).

Любой, кто занимался ценообразованием, знает, что снижение нормы прибыли на производимые товары – это последнее, на что готов пойти бизнес. И то это, как правило, достигается путем снижения себестоимости (заменой компонентов на менее качественные и, соответственно, более дешевые, снижением доли дорогих компонентов или ликвидация их из спецификаций изделий и т.п.).

Таким образом, при повышении ставки НДС негативное влияние на бизнес в долгосрочной перспективе будет оказано. Но оно будет иметь косвенный характер. Поскольку бремя НДС, как мы видели, лежит целиком и полностью на конечных потребителях, то увеличение НДС приведет к сокращению их реальных доходов, платежеспособности, что в дальнейшем снизит совокупный спрос. Сужение объема совокупного спроса означает, что люди будут покупать меньше товаров. И вот это как раз и ударит по бизнесу, в первую очередь, по мелким фирмам.

Двухпроцентное повышение – это маленький удар по малому бизнесу, но огромный шаг для всего человечества на пути к кризису перепроизводства.



[источник]Der Engels (Рауф Фаткуллин) https://newsland.com/user/4297817092/content/besslavnye-reformatory-chast-1/6453727





Tags: НДС, мнение, налоги, правительство, реформы, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gluhovski_igor june 15, 10:49 17
Buy for 30 tokens
До недавнего времени думал, что Почте России мало хорошей альтернативы. Но я ошибался. И когда, к слову сказать, по случайности, столкнулся с работой компании СДЭК, я понял для себя : больше никакой "почты". Только СДЭК. Порадовала новая услуга компании для граждан…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments