Игорь Глуховский (gluhovski_igor) wrote,
Игорь Глуховский
gluhovski_igor

О русской бане


Оригинал взят у kerzak_1 в О русской бане
Сегодня мы совсем потеряли эту великую традицию.
Народ наш перестал париться.
Большинство и бань не имеют.
Ванны и душевые кабины.
Но никакая ванна даже близко не может сравниться с баней.
А ведь именно баня и обливание холодной водой, а зимой - обтирание снегом - были для русских основой не только чистоты и здоровья, но что еще важнее, ключевым фактором радости и позитива в жизни.
Можно сказать, что париться в бане это забава и развлечение, которые были основой самого бытия славян.

Вот посмотрите, что говорит летописец о наших предках - замечу, это начальный текст летописи, который и раскрывает смысл и суть нашего народа в глазах самих наших предков.
Сначала Нестор рассказывает древнейшую историю всех славян, говоря, что в некие времена пришли славяне на Дунай - отдельно отмечу, он не говорит, что славяне пришли с Дуная, что это прародина. Он просто обозначает, что в некое время они сами пришли на Дунай, в земли нынешних болгар и венгров.

Затем он объясняет саму логику нашего расселения по рекам и смысл Пути из Варяг в Греки и дальше по морям вокруг Европы. Показывая тем, что есть некое кольцо, по Днепру и Волге в Двину и Волхов, а затем в море Варяжское.

Отмечу, что море нигде не именуется викингское или норманское. Термин викинг вообще практически не знаком летописцу. Он знает: " Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си". А море именует строго Варяжским.

Еще отмечу, что варягов он и это очевидно, отличает от шведов, готов, англов и норманов - то есть жители Швеции и Норвегии - НЕ варяги!!!!!!!!!
Отдельно отмечу, что в описании послания руси дан список тех, кто его направил к ним - Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся - то есть первыми идут чюдины - финно-угорский народ... это к слову...

Но тема варяжского народа сейчас не предмет нашего обсуждения, я ее задел постольку-поскольку.

Итак, рассказывает нам Нестор про знакомство апостола Андрея с нашими предками. И что же он особо выделяет? О чем таком - важном пишет??? Приведем фрагмент целиком.
Якоже ркоша, Андрѣю учащю в Синопии, пришедшю ему в Корсунь, увидѣ, яко ис Коръсуня близъ устье Дьнѣпръское, и въсхотѣ поити в Римъ, и приде въ устье Днепръское, и оттолѣ поиде по Днѣпру горѣ. И по приключаю приде и ста подъ горами на березѣ. И заутра, въставъ, рече к сущимъ с нимъ ученикомъ: «Видите горы сия? Яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия: имать и городъ великъ быти и церкви мьногы имат Богъ въздвигнути». И въшедъ на горы сиа, и благослови я, и постави крестъ, и помолився Богу, и слѣзе съ горы сея, идеже послѣже бысть Киевъ, и поиде по Днѣпру горѣ.В этом фрагменте обосновывается провозвестие величия Киева и благословение апостольское для этой земли.

А затем, уже именно о словенах ильменских автор говорит:
И приде въ словены, идеже нынѣ Новъгород, и видѣвъ люди ту сущая, какъ ихъ обычай и како ся мыють и хвощются, и удивися имъ. И иде въ Варягы, и приде в Римъ, исповѣда, елико научи и елико видѣ, и рече имъ: «Дивно видѣхъ землю словеньску, идущю ми сѣмо. Видѣхъ банѣ древяны, и пережьгуть я велми, и съвлекутся, и будуть нази, и обольются мытелью, и возмуть вѣникы, и начнуть хвостатися, и того собѣ добьють, одва вылѣзуть еле живы,[30] и обольются водою студеною, и тако оживут. И тако творять по вся дни, не мучими никымже, но сами ся мучать, и то творят не мытву себѣ, а <...> мученье».
Что же могло удивить жителя Римской Империи? Ведь и на Ближнем Востоке, и в Греции, и в Риме да и по всей империи бани были нормой. В банях мылись буквально все. Тут конечно можно предположить, что автор исходит из современных ему реалий, но логично предположить, что в Ромейской державе и во времена Нестора бани вполне себе существовали. Думаю, ключ именно в жестком парении с квасом и вениками, а затем в ледяном обливании. Думаю, что и на имперских жителей, привыкших к баням римского типа, такие забавы славян должны были быть в диковинку и почти непереносимы. Это чистое личное впечатление. Ибо с иноземцем могли поделиться самым дорогим и любимым - баней.
А он затем донес свои сильнейшие впечатления и другим народам.

Но не только начальная летопись рассказывает нам о русской бане. Спустя 500 лет - в 1634 году Олеарий, приехав на Русь, подробно рассказывает о бане и прямо гвоорит, что русские очень любят париться и мыться, и от того они очень здоровы.

[цитата из Олеария]
"...На этом основании русские и заметили, что Лжедмитрий (о котором скоро будет речь) не русский по рождению и не сын великого князя, так как он не спал в полдень, как другие русские. Это же вывели они из того обстоятельства, что он не ходил, по русскому обычаю, часто в баню. Омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после первой ночи, за необходимое дело. Поэтому у них и в городах и в деревнях много открытых и тайных бань, в которых их очень часто можно застать.
В Астрахани я, чтобы видеть лично, как они моются, незамеченным образом отправился в их баню. Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли видеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только  некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место [...].
Они в состоянии переносить сильный жар, лежат на полке и вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими (это для меня было невыносимо). Когда они совершенно покраснеют и ослабнут от жары до того, что не могут более вынести в бане, то и женщины и мужчины голые выбегают, окачиваются холодною водой, а зимою валяются в снегу и трут им, точно мылом, свою кожу, а потом опять бегут в горячую баню. Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и у рек, то они из горячей бани устремляются в холодную. И если иногда какой-либо немецкий парень прыгал в воду, чтобы купаться вместе с женщинами, то они вовсе не казались столь обиженными, чтобы в гневе, подобно Диане с ее подругами, превратить его водяными брызгами в оленя, — даже если бы это и было в их силах.
В Астрахани как-то случилось, что 4 молодые женщины вышли из бани и, чтобы прохладиться, спрыгнули в Волгу, которая там на изгибе образует мель и приятное место для холодного купанья. Когда один из наших солдат также спустился к ним в воду, они начали шутя брызгать водою. При этом одна из них, решившаяся зайти слишком глубоко, попала на зыбучий песок и начала тонуть. Когда подруги ее увидели ее в опасности, они закричали, прибежали к солдату, который плавал отдельно, и умоляли его спасти ее. Солдат дал себя легко упросить, поспешил к ней, обхватил ее за тело и приподнял ее так, что она могла за него схватиться, удержаться [на воде] и выплыть. Женщины похвалили немца и говорили, что он был послан к ним в воду точно ангел.
Подобного рода мытье видели мы не только в России, но и в Лифляндии и Ингерманландии; и здесь простой люд, в особенности финны, в суровейшее зимнее время выбегали из бань на улицу, терлись снегом, а затем опять убегали греться. Такого рода быстрая смена жары и холода не была им во вред, так как они уже от юности приучали к ней свою природу. Поэтому-то финны и латыши, так же как и русские, являются людьми сильными и выносливыми, хорошо переносящими холод и жару.
В Нарве я с удивлением видел, как русские и финские мальчишки лет 8-ми, 9-ти или 10-ти, в тонких простых холщовых кафтанах, босоногие, точно гуси, с полчаса ходили и стояли на снегу, как будто не замечая нестерпимого мороза.[346]
В России вообще народ здоровый и долговечный. Недомогает он редко, и если приходится кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок. Впрочем, знатные господа теперь иногда обращаются к совету немецких докторов и к настоящим лекарствам.
Встречали мы, кроме того, в Москве у немцев, равно как и у лифляндцев, хорошие бани, устроенные в домах. В этих банях устроены сводчатые каменные печи, в которых на высокой решетке помещается много камней. Из такой печи идет отверстие в баню, которое они закрывают крышкою и коровьим навозом или глиною. Снаружи имеется другое отверстие — поменьше первого — для выхода дыма. Когда камни достаточно накалятся, открывается внутреннее отверстие, а внешнее закрывается, и сообразно тому, сколько требуется жара, наливают на камни воды, иногда настоянной на добрых травах. В банях, по стенам кругом, устроены лавки для потенья и мытья — одна выше другой, — покрытые кусками холста или тюфяками, набитыми сеном, осыпанные цветами и разными благовонными травами, которыми утыканы и окна. На полу лежит мелко изрубленный и раздавленный ельник, дающий очень приятный запах и доставляющий [большое] удовольствие. Для мытья отряжают женщину или девицу. Если у кого в гостях моется близко знакомый и любезный приятель, то к нему относятся очень внимательно, ухаживают за ним и берегут его. Хозяйка или дочь ее приносит или присылает обыкновенно в баню несколько кусков редьки с солью, а также хорошо приготовленный прохладительный напиток. Большою погрешностью или знаком дурного приема считают, если это не делается. После бани они также доставляют своему гостю, сообразно с тем, как он этого достоин, всяческое приличествующее удовольствие угощением."

Кому хватило терпения дочитать, теперь могут сделать совершенно ясный вывод. Русский человек и баня это единый комплекс бытия. Отделив русского от бани и банной радости - запросто можно и русского подрастерять.
Но еще учту, что баня это все же не сауна и не тд и тп. Настоящая баня - именно русская.
Для славян баня была и источником здоровья, и что еще важнее - главным развлечением и источником радости и удовольствия. И в этом проявлялось понимание тела не как вместилища греховности, а как вместилища души и духа, что и отличает в корне православную антропософию от католической, арианской или протестанской.
Да и по правде - что сравнится с баней в части радости и удовольствия? Даже и не знаю...
Вот такова историческая роль русской бани. Достойная первых страниц нашего Летописания и упомянутая в связи с самим Апостолом Андреем.


Tags: #интересное, #культура
Subscribe

Buy for 30 tokens
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Если у Вас есть проблема и Вы хотите донести происходящее до широкой аудитории,обращайтесь! Тексты, фото и видео принимаются по электронной почте astrahanr@yandex.ru в любое время. Предложения и вопросы по телефону или WhatsApp 8-988-060- 2513 с 9 утра до 17 вечера.Возможен выезд…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments